«Это история про страну, которая сегодня стоит на одной ноге, доказывая всем, что так можно стоять бесконечно долго»
14.09.2016

«Это история про страну, которая сегодня стоит на одной ноге, доказывая всем, что так можно стоять бесконечно долго»

Bel.biz узнал у главы «Белгазпромбанка» Виктора Бабарико какая технологичная революция ждет Беларусь, почему можно забыть о стратегии компании и когда умрет маркетинг.

Председатель правления Белгазпромбанка Виктор Бабарико. Фото: www.Комсомольская правда в Белоруссии

Краудзаказ, sharing economy и роботизированная логистика

В основе экономики нашего мира лежат взаимоотношения между производителями и потребителями, а также логистика как связующее звено. И уже сегодня в этой системе происходят глобальные изменения.

На стороне потребителя все больше и больше используются краудпринципы. То есть ты, формируя свой заказ производителю, исходишь не из рекомендаций экспертов или продавцов. Ты находишься в сообществе людей, которым доверяешь, которые тебе близки по духу (яркий пример – социальные сети и ваш список друзей), и ориентируешься на них.

Производители ищут возможности выпуска продукта, который потребитель использовал бы по максимуму. Например, большинство владельцев автомобилей используют их сегодня 2-3 часа в сутки. А ведь в сутках 24 часа! Выход – так называемая  sharing economy. То есть сегодня производитель должен решить две практически взаимоисключающие задачи: индивидуализация продукта с точки зрения краудзаказа и обеспечение максимального использования потребительских свойств.

Что касается логистики, то здесь уже все определено: будет доминировать и победит роботизированная логистика, без участия человека. Потому что это экономически целесообразно. Это просто-напросто дешевле.

В Беларуси принципы краудэкономики также начинают использоваться. И уже есть первые потрясающие результаты. Например, опыт работы краудфандинговой платформы «Улей» подтвердил абсолютную идентичность поведенческих инстинктов белорусов с представителями других народов. Философия участников на краудплатформе одинакова во всем мире. А результаты «Улья» и вовсе потрясающие: до 40% профинансированных проектов!

Но в то же время за прошедший год выявились и слабости. Например, небольшая вовлеченность в эти процессы. И во всем мире представители краудфандинговых платформ думают над тем, как заинтересовать людей.

Кстати, об этом пойдет речь на нашей конференции, проведение которой – отличный стимул для инициативных людей. Например, итогом прошлогодней конференции стал реализованный краудинвестинговый проект.

Ребята пришли, послушали и.. создали на краудпринципах кафе в Новополоцке. И все, что мы предполагали в теории, у них выстрелило! Кафе стало народным и уже приносит прибыль.

Блокчейн и автоматический эквивалент

Блокчейн или криптовалюта обязательно получат развитие. Должен быть механизм автоматического установления всеобщего эквивалента. Сегодня в установлении курсов валют и стоимости денег как эквивалента явно присутствие людей-экспертов. Этот человеческий фактор пропадет, если названный эквивалент будет рассчитываться автоматически. Есть Big Data, благодаря которой точно известно, сколько всеобщего эквивалента, например, в велосипеде.

Хаос-менеджмент, адаптивность бизнеса и маркетинг, который должен умереть

Будущее – это не только технологические новинки, но и изменения в управлении – людьми и бизнесом. Я считаю, что менеджмент должен утратить понятие «управление». Потому что это в обязательном порядке подразумевает манипулирование. А манипулирование уходит в прошлое. Система менеджмента будет строиться на системе мотивации. На сегодняшний день самый лучший сотрудник – это тот, который сам знает, что делать, и ему это интересно.

Думаю, что будущее менеджмента можно назвать «системой управляемого хаоса». Как в броуновском движении: частица скачет как угодно с полным ощущением свободы полета. Но она не чувствует силового поля, которое ее направляет. И в итоге оказывается в той точке, в которой и должна оказаться. Работник, который чувствует свободу и при этом знает, что делает, – самый лучший сотрудник.

Что же касается стратегии бизнеса, то о ней можно забыть. Необходимо строить адаптивную компанию. Безусловно, некое видение будущего должно быть. Но владелец должен понимать: сейчас слишком много внешних факторов, которые часто и сильно меняют условия работы. Если тебя прижало к стенке – попробуй ее сдвинуть. Не получается – долбиться в нее, чтобы «следовать стратегии», не надо. Адаптируйся, прояви гибкость.

И наконец, маркетинг. Это наука, которая должна будет умереть. Что такое маркетинг? Изучение поведенческих инстинктов потребителя и попытка дать ему то, что он ожидает. Так что история маркетинга – это история экспертной экономики, а будущее – за экономикой индивидуума.

Инкассация дронами и Big Data

Важно не противодействовать новым технологиям и даже не смириться с их приходом, а активно продвигать их. И это предусматривается в стратегии нашего банка на ближайшие три года. Речь идет не только об инновационном совершенствовании текущих процессов, но и о запуске на рынок того, что будет эти процессы убивать. От этого никуда не денешься.

Нужно не смиряться с новшествами, а активно использовать их возможности и преимущества. Что касается традиционного банкинга, то основное развитие идет в сторону дистанционного обслуживания. Философия не меняется, но увеличивается удобство, используются современные каналы связи, гаджеты, инструменты доступа.

Big Data: мы должны знать о потребителе все! И если он в магазине покупает пельмени, наша задача – напомнить ему приобрести тот соус, который он любит. А вот история с использованием дронов и заменой инкассации – это уже внедрение абсолютно новой технологии, а не совершенствование старой. Она убивает целый пласт профессий. Пока мы продемонстрировали существующую возможность. Уже появились правила использования беспилотников – и это очень здорово.

Хочу отметить настороженную, но положительную реакцию Нацбанка. Он был с нами. Сначала его специалисты подготовили заключение, почему это нельзя сделать, затем приехали, посмотрели, и, оценив перспективы и возможности, рискнули своим рублем… Это говорит о том, что финансовый сектор Беларуси следит за новинками.

Кстати, Нацбанк старается максимально адаптировать и внедрить новинки. И это важно. Ведь наш финансовый рынок – один из самых подходящих с точки зрения развития финтеховских технологий. Именно такие страны, как наша – не очень большие и не совсем маленькие, – идеальны в качестве тестовых.

История про Беларусь – это история про страну, которая сегодня стоит на одной ноге, доказывая всем, что так можно стоять бесконечно долго. Нынешняя картина не совсем ассоциируется с будущим. Вернее, совсем не ассоциируется. Я не думаю, что стоять на одной ноге удобно. Но в силу определенных причин ты принимаешь решение так стоять. Мотиваторы могут быть разные. И поэтому ты стоишь.

Собственно, это, наверное, миссия

Недавно услышал по радио: «Курган Славы вошел в список памятников стран, куда можно вернуться в СССР». И мы гордимся, что мы можем предоставить людям память об СССР.

Нам ведь комфортно…

Сейчас говорят о реформах. Какие реформы? Наша основная задача – и это было сказано где-то на самом высоком уровне – сохранить то, что есть. Это цель нашей жизни. Я не знаю, для чего. Но знаю историю, когда предприятие по выпуску чего-то ненужного из прошлого века обанкротилось. В результате было принято решение… построить второй точно такой же завод. Но без долгов.

Спрашиваю: вы понимаете, что инвестируете огромные деньги в строительство предприятия, чтобы через 3-5 лет выпускать продукт, который и сегодня уже никому не нужен? «Понимаем. Но у нас есть поручение…» С точки зрения сохранности «что есть» – это логично: снести завод по производству чего-то абсолютно ненужного с огромными долгами и построить точно такой же.

Не сомневаюсь: белорусы «впишутся» в будущее

Если разделять государственную макроэкономику и новые вызовы, стоящие перед обществом, то можно говорить об уникальности белорусского бизнеса. Умение сохранять способность бежать, прыгать и танцевать в стране, стоящей на одной ноге, – это невероятно.

Все больше и больше успехов в Беларуси приходится на долю самоорганизующихся групп. Творцы ПЕРЕСТАЛИ ПРОСИТЬ у государства деньги – они пошли на краудплощадки и ставят хорошие спектакли. Художники ПЕРЕСТАЛИ ХОДИТЬ в Минкульт и делают свои перформансы. В экономике БИЗНЕСМЕНЫ НЕ В КУРСЕ тех глобальных программ, которые написали чиновники. Но зато прекрасно знают, как будет развиваться их бизнес. И это здорово.

Люди правильно понимают вызовы нового времени. Государство как эксперт, принимающий решения, куда и как можно эффективно инвестировать и вкладывать деньги, кому и как помогать финансово, теряет свою роль.

В целом меня восхищает в белорусском обществе способность адаптироваться. Когда зарплаты упали до 3,5 млн, весь Интернет был полон советов, как выжить на эти деньги.  Не как заработать 6 миллионов, а выжить на три с половиной! Это просто гениально.

Не сомневаюсь: белорусы «впишутся» в будущее и адаптируются в нем достаточно быстро. Ну а у государства выбора не будет – придется становиться на вторую ногу.

Последнее в рубрике