Кому доверить реформирование Беларуси?
Белорусский институт стратегических исследования (BISS) изучил отношение гражданского общества к реформам в Беларуси и сравнил результаты с данными опросов среди представителей других групп: населения в целом, чиновников и предпринимателей.
Исследование проводилось в рамках проекта «РЕФОРУМ»
— В 2015 году белорусы испытали на себе, с одной стороны, экономический кризис, с другой стороны, произошло много значимых политических событий: президентские выборы и нормализация отношений с ЕС и США. Период был очень насыщенным, и мы ожидали, что это скажется на отношении гражданского общества к реформам в Беларуси, — отмечает аналитик BISS Елена Артёменко.
Исследователей интересовало, как видят реформы представители гражданского общества, на кого возлагают ответственность и как представляют собственную роль в этом процессе.
С точки зрения общего отношения к реформам, по словам аналитика, «эта группа отличается от всех остальных сильнее, чем все остальные (население в целом, бизнес, чиновники) различаются между собой».
Нужны ли в Беларуси реформы?
Представители общественных организаций и политических партий острее других осознают необходимость проведения реформ в Беларуси. Доля тех, кто считает, что реформы, вне всякого сомнения, необходимы, составила 88% и практически не изменилась с 2014 года (91%).
Гражданское общество, 2014-2015 гг.
Этот показатель даже выше, чем у представителей бизнеса, среди которых точно уверены в необходимости реформ 56%.
— У населения, бизнеса и чиновников представления о необходимости реформ более сдержанные, — комментирует Елена Артёменко. — Мнение этих трех групп сильнее изменилось после встречи с экономическим кризисом. Изменяется готовность терпеть последствия. Это влияет на остальные три группы, а гражданское общество продолжает быть уверенным в том, что без реформ не обойтись.
Повышение или снижение влияния государства?
И в этом гражданское общество отличается от других групп.
Практически все, 84% опрошенных представителей гражданского общества, утверждают, что реформы должны быть направлены на снижение влияния государства и степени государственного контроля. Примерно такой же позиции придерживаются бизнесмены (76%).
— У населения наименее либеральный взгляд. Чаще всего именно среди населения респонденты говорили, что необходимо повышать влияние государства, — отмечает Елена Артёменко. — Впрочем, и среди гражданского общества заметно увеличилась доля тех, кто затрудняется ответить — до 13%. И мы это связываем с теми событиями, которые происходили в стране в течение 2014-2015 годов.
Политические или экономические: какие реформы нужнее?
Респондентам предложили 9 сфер и попросили ранжировать их в порядке приоритетности: где реформы нужны в первую очередь.
И снова позиции гражданского общества значительно отличаются от позиций всех остальных. И в 2014, и в 2015 его представители ставят на первое место реформы в политической сфере. Для других групп приоритетны реформы в экономике.
Кстати, у населения экономика вышла на первое место лишь в 2015 году. В 2014 она уступала социальному обеспечению и здравоохранению.
— То, что для других групп: ни для бизнеса, ни для чиновников, ни для гражданского общества — эти направления реформирования не являются приоритетными, говорит о некоторой дезинтеграции. А также о том, что для социальной поддержки реформ необходимо работать, чтобы видение направления было более-менее схожим, — считает Елена Артёменко.
Кому доверить реформы?
Важной составляющей отношения к реформам является видение того, кто должен их разрабатывать, кто может помочь в их проведении, а также как организации третьего сектора видят свою роль в процессе разработки и проведения реформ.
Если в 2014 году ответственность за разработку реформ гражданское общество возлагало прежде всего на правительство, независимых экспертов и исследовательские центры, то в 2015 году снизилась доля тех, кто готов отдать разработку реформ в руки правительства и правительственных организаций (с 38% до 26%), независимых экспертов и исследовательских центров (с 38% до 27%), профессиональных союзов и ассоциаций (с 25% до 19%), а также политической оппозиции (с 22% до 16%). Международные эксперты и организации сохранили свое значение в глазах гражданского общества (35% опрошенных, как и в 2014 г., считают, что реформы должны разрабатывать они), опередив всех остальных.
— По сравнению с другими группами, представители третьего сектора несколько чаще готовы доверить разработку реформ политической оппозиции, однако этот показатель остается очень низким (только 16%). Представители гражданского общества значительно реже других групп считают, что реформы должны разрабатываться правительством и правительственными организациями (26% против 64% у населения и представителей бизнеса и 78% у чиновников), — комментирует Елена Артёменко.
Кто должен разрабатывать реформы в Беларуси?
Видение того, кто может помочь в проведении реформ, в среде гражданского общества в целом не поменялось. Как и в 2014 г., организации третьего сектора полагаются в первую очередь на Европейский союз и международные финансовые организации. Чаще, чем в 2014 г., гражданское общество ожидает помощи от международных организаций (49% в 2015 г. против 28% в 2014 г.), что созвучно некоторому разочарованию во внутренних субъектах как источнике реформ.
Мнение представителей гражданского общества относительно источников помощи в проведении реформ, как и в случае приоритетных сфер для реформирования, значительно отличается от других групп. Они чаще, чем остальные, рассчитывают на помощь Европейского союза и США. Несмотря на то, что международные финансовые организации рассматриваются как основной источник помощи и представителями бизнеса (38%), и чиновниками (34%), в среде гражданского общества их называют значительно чаще – 78%.
Справка «Завтра твоей страны»
Предложения о реформах, разработанных экспертным сообществом в рамках проекта «РЕФОРУМ», будут представлены на Белорусском форуме «Расширяя горизонты: инвестиции, финансы, развитие» 29-30 сентября 2016 года в Минске.