Как выбрать профессию, которая не умрет через 10 лет
15.02.2016
Алена Владимирская, mel.fm

Как выбрать профессию, которая не умрет через 10 лет

Основатель кадрового агентства Pruffi Алена Владимирская, одна из крупнейших экспертов в области рекрутинга объясняет, как выбрать профессию, если в стране отсутствует институт профориентации, а профессии, которые в России считаются престижными, в остальном мире находятся на грани вымирания.

В нашей стране не так давно возникла и ныне продолжается печальная история мифологии профессии, а попросту — моды на профессию. Помните, все вокруг хотели стать маркетологами, экономистами, предпринимателями или учились то на юристов, то еще на кого-то? В этом есть две большие проблемы. Первая — отсутствие привязки специальности к бизнесу. Условно, мы выпускаем несколько десятков тысяч экономистов ежегодно, но нужно ли такое количество экономистов бизнесу и стране в целом? Не окажутся ли эти люди без работы? Никто об этом не задумывается, никто этого не считает. Вторая — последнее десятилетие коммерческие вузы начали на этом зарабатывать. И задумайтесь, какие именно вузы и с какой мощностью выпускали специалистов. Вчера — это мелкий региональный пединститут, а завтра — уже университет, где лекции читают какие-то непонятные люди и который выпускает каких-то маркетологов. Да еще получает за это деньги. В итоге люди выходят оттуда без каких-либо знаний и остаются не востребованы. Диплом такого вуза — не липовый, но он все равно, что липовый. Потратил ты пять лет жизни или купил его в переходе — одно и то же, по сути.

Все это происходит только из-за того, что института профориентации в стране нет

Раньше, во времена Советского Союза, он существовал на уровне школ, когда люди были нарасхват в рабочих специальностях и профессиях. Может быть, с некоторым перегибом, но раньше уделяли много времени профориентации, возили на практики. В СССР была своя линейка профориентации — можно сейчас долго рассуждать, хорошая была она или плохая, это в данном случае неважно. Профориентация очень тесно связана с физиологией государства. Государство нас профориентирует не для того, чтобы сделать нас счастливыми. Оно пытается нас направить к тем отраслям и сферам, которые ему интересны. Именно поэтому во времена СССР было много рабочих специальностей — это была потребность государства. И я веду не к тому, что раньше все было хорошо, а теперь все плохо. Я к тому, что, когда у нас уничтожилась та школа профориентации — а она была большая и серьезная, — новой не возникло.

Через какое-то время бизнес, точнее очень богатые компании, понимая весь ужас ситуации, стали создавать свои учебные кафедры при вузах, тем самым сразу обучая и профориентируя. Но, во-первых, компаний таких немного, и вузов, которые с радостью их к себе пускают, тоже немного. Во-вторых, специальности, к которым таким образом готовят, можно пересчитать по пальцам. В результате сейчас хорошего инженера младше 30 лет в принципе не найти. Хороший — это значит не окончил какой-то инженерный вуз, а тот, у кого есть еще много необходимых качеств: опыт работы, желание развиваться и так далее.

Следующая проблема профориентации, возникшая с отсутствием обучения, — профориентировать стали родители. А они профориентируют из прошлого: «Иди продавцом (или в зубные техники, или в переводчики), да ты всегда устроишься, там всегда кусок хлеба хороший».

Родители не понимают, что через несколько лет не будет уже никаких продавцов, зубных техников и переводчиков. Потому что какие-то профессии так или иначе уже заменяются технологиями.

То, что работает во многих развитых странах, у нас не работает. Когда бизнес говорит, что мы сейчас пойдем в разработку или в программное обеспечение, или будем вкладываться в строительство космоса, это должно восприниматься как сигнал — нам нужны соответствующие специалисты. На этом поле и играет государство. Например, в Америке все построение Кремниевой долины — это фактически государственный заказ на инновации и специалистов: «Нам нужно много инженеров». У нас же люди шли в вузы, не понимая будущего. Они просто смотрели, где в конкретный момент зарабатывают больше. И если им казалось, что сейчас маркетологи зарабатывают больше, они все шли в маркетологи, не понимая, что эта ниша конечна — через пять лет, когда они закончат учебу, ее уже не будет.

Прежде всего, профориентация — это дело родителей. Мы живем на стыке новой научно-технической революции. У нас действительно все очень серьезно меняется, и все эти истории про роботизацию на самом деле не так далеки и сказочны, как нам всем кажется. Кассиры в магазинах, курьеры, водители такси — это все, что умрет в горизонте 10-15 лет.

Родители должны сейчас озаботиться проблемой профориентации детей, иначе мы и дальше будем плодить армии потенциальных безработных

Каким образом озаботиться? Конечно, как это не было бы печально, с точки зрения инноваций мы отстаем. Например, в мире уже практически не осталось зубных техников, а у нас эта профессия жива до сих пор. Во-первых, нужно много читать, анализировать и смотреть на истории Америки, Сингапура, потому что, так или иначе, это все придет и к нам. Смотрите, какие профессии популярны там, что там развивается, и идите в эти отрасли. Хоть мы и отстаем, но разрыв уменьшается. Если сейчас ничего не изменится в стране и мы совсем не закроемся, то этот разрыв продолжит уменьшаться: технологии проникают очень быстро.

Во-вторых, нужно задуматься: есть отрасли, которые сейчас будут расти. Это все, что связано с роботами и дронами; с индустрией персональных сервисов — начиная от развлечений и заканчивая арендой квартир. Очевидно, что будет большой бум, связанный с медициной и фармакологией, потому что люди хотят жить дольше и готовы тратить на это большие деньги. Очевидно, что будет новый технологический бум в сельском хозяйстве. Нужно перестать думать прошлым и научиться смотреть в будущее.

Но у нас учебные заведения не учат профессиям будущего как таковым. Детей нужно доучивать, смотреть программы западных университетов и добирать знания оттуда

У нас очень хорошее базовое образование — одно из лучших в мире. Но на инновационные специальности мы не умеем учить. Поэтому нужно добирать знания где-то еще. Для этого существует Coursera, Стэнфорд и многие другие вузы, открывшие свои курсы, — все это онлайн и бесплатно. Я люблю приводить такой пример: 20 лет назад несколько людей в растянутых свитерах собрались и сказали: «Мы будем делать «Яндекс». На них смотрели и говорили: «Если ты сейчас останешься в своем КБ, то инженером ты заработаешь намного больше». Прошло 20 лет — сейчас все эти люди мультимиллионеры. А те, кто остались в своем КБ под надежные зарплаты и соцльготы, живут совсем не так. По-настоящему интересную и обеспеченную жизнь чаще всего ты сможешь обеспечить, если работаешь в новой отрасли, которую ты во многом и организуешь. Именно в этом вся история профоориентации — выбрать нишу и вперед!

Кроме того, вы большой умница, если задумались о будущей специальности, пока еще учитесь. Есть множество различных стажировок, волонтерства — и летние, и вечерние, и удаленные. Все это нужно использовать. Такие студенты обычно к четвертому курсу имеют предложение от компаний, где они эту стажировку проходили. При трудоустройстве многие требуют от человека наличие многолетнего опыта, поэтому стажировки помогут в любом случае. Если же вы их не проходили, вам необходимо упаковать любой свой опыт как опыт работы. Например, у вас есть тематические дипломные или курсовые работы — нужно об этом говорить. Если ничего этого нет, вы должны прилагать к резюме сопроводительное письмо, объяснять, почему вы подходите, какие у вас есть знания, навыки и умения. И это не должно выглядеть так: «Я хочу у вас работать, потому что у вас хорошая компания». И еще один важный момент: вам нужно использовать все ваши связи, а в первую очередь — связи в университете. Я надеюсь, что за то время, пока вы учились, у вас появилось несколько преподавателей, которые вас любили и ценили как будущего профессионала. Не нужно стесняться и подходить к ним, просить, чтобы они вас кому-то порекомендовали — своим бывшим ученикам, которые уже работают. Не должно быть стыдно просить ни родителей, ни родственников: чем больше людей будут вас рекомендовать, тем лучше.

Последнее в рубрике