Куда пойти учиться обладателям университетских дипломов?
23.10.2015
Наталья Колесниченко

Куда пойти учиться обладателям университетских дипломов?

Обязательно ли взрослым садиться за парту?

Традиционные учреждения образования больше не могут удовлетворять потребности рынка труда в полной мере, уверены немецкие эксперты. Будущее — за гибкими программами обучения, которые способны подстраиваться под конкретного человека.

– Настало время деинституализации обучения, развития народных университетов, роста неформального образования и коучинга на предприятиях, – считает немецкий специалист в области внедрения квалификационных рамок в сфере образования Йоханнес Зауэр.

Германия уже отказывается от многих элементов институционального обучения взрослых. Вместо них появляются узкие и конкретные обучающие курсы, прямо в организациях и на предприятиях создаются отделы повышения квалификации.

Беларуси до такого этапа развития дополнительного образования еще далеко, да и стремиться скопировать чужой опыт не стоит, заметил во время дискуссии «Продолжение обучения в трансформационных процессах» член исполнительного совета Института продвижения инноваций и научных исследований (Германия) Ханс Йоахим Буггенхаген.

Беларусь находится в центре трансформационных процессов, которые затрагивают все сферы жизни населения. Неизбежно придется успевать за развитием рынка, технологий и за новыми тенденциями.

Ищем работников: за какими специалистами охотятся наниматели

– Сейчас для Беларуси актуальны функциональные знания, та же финансовая, компьютерная грамотность и осваивание современных технологий. Будут появляться и другие вызовы, – подчеркивает председатель Совета Ассоциации дополнительного образования и просвещения Дмитрий Карпиевич.

Рынок услуг дополнительного образования в последнее время заметно вырос. Например, на базе негосударственных организаций и центров социального обслуживания населения предлагается большое количество обучающих курсов для людей третьего возраста.

Первые программы давались очень тяжело. Но как только появился первый успешный пример, сработало сарафанное радио: участники программ положительно отзывались о курсах, радовались новым конкретным умениям – спрос на курсы для пожилых людей возрос.

Нехватка обучающих курсов на селе

Предложения дополнительного образования есть в крупных городах, но их катастрофически не хватает в регионах, потому что негосударственных провайдеров образования там мало, а учреждения образования не очень мобильно реагируют на потребности регионов в обучении.

Хотя и в этом направлении заметен прогресс. Все больше колледжей и лицеев предлагают возможности обучения для взрослых, подчеркивает Дмитрий Карпиевич.

Образовательными провайдерами в регионах, по его мнению, могли бы стать местные учреждения культуры или территориальные центры социального обслуживания населения, если бы государство дало им определенную поддержку и стимулировало заниматься такой деятельностью.

Дмитрий Карпиевич надеется, что пройдет время и сто процентов населения будут иметь постоянный доступ к интернету. Но пока этого нет, что ограничивает доступ и к дистанционному обучению. Значит и потенциал дистанционного обучения используется в незначительной мере.

Университеты как препятствие для трудоустройства

Высокий процент населения с высшим образованием, безусловно, поднимает Беларусь в международных рейтингах. Но когда на рынке труда преобладает спрос на рабочие профессии, люди, окончившие вузы, остаются невостребованными.

– Гипертрофированное предоставление услуг высшего образования – это серьезная проблема. Не найдя работы по своей специальности, люди после вузов вынуждены идти в лицеи или на обучающие курсы, чтобы получить рабочую профессию. Но в такой ситуации мы не просто учим юриста или экономиста работать у станка. Ему самому придется перестроить свое видение реальности, изменить психологию, – отмечает первый проректор Республиканского института профессионального образования Эдуард Калицкий.

В Кодексе об образовании отведено достаточно места для дополнительного образования, но совершенно не прописано, как можно было бы признавать знания и компетенции, полученные на рабочем месте, на курсах и с использованием других форм неформального обучения.

– В стране нет учреждения, куда можно было бы прийти, чтобы сдать тест или экзамен и получить сертификат о том, что ты владеешь такой-то функцией на определенном уровне. Такая возможность очень мотивировала бы население к самообразованию и индивидуальному обучению, – говорит Эдуард Калицкий.

По его словам, сертифицировать специалистов могли бы определенные органы или сертификационные центры при отраслевых советах, люди, знающие профессиональные стандарты.

Сейчас в мире популярен модульный подход: обучение в виде информационных блоков, часто с индивидуальным подходом к обучающемуся человеку. В Беларуси обучение все еще строится по классической школьной структуре обучения: люди учатся, сидя за партой.

– Важно, чтобы образовательная система была ориентирована на индивидуальную подготовку профессионалов. Этого трудно добиться в университетах и лицеях. Взрослые могут получить индивидуальный набор компетенций, нужных под конкретное рабочее место, – считает Эдуард Калицкий.

Эксперты убеждены, что система дополнительного образования, стремительно набирающая обороты, в будущем будет совершенствоваться и развиваться.

За каким образованием белорусы становятся в очередь?

Последнее в рубрике