Сказки о финансах
18.02.2015
Владимир Ковалкин, Naviny.by

Сказки о финансах

За последние полтора года тема создания в Беларуси дорожного фонда обросла таким количеством слухов, мифов и заявлений официальных лиц, что ни простому человеку, ни профессиональному журналисту, ни даже большинству экспертов разобраться в ситуации стало практически невозможно.

Попробуем изучить вопрос вместе с проектом «Кошт урада» .

Миф № 1. С 2015 года в Беларуси сформирован дорожный фонд

Информационное агентство БЕЛТА еще в 2013 году сообщало, что дорожный фонд существовал до 2008 года и «формировался за счет поступлений от взимания налога с юридических лиц в размере 1% от выручки и 20% поступлений от взимания акциза на нефтепродукты». А в августе 2008 года этот фонд был упразднен для оптимизации налоговой нагрузки. Косвенно эту позицию подтверждает заместитель министра финансов Дмитрий Кийко, который в ходе недавней онлайн-конференции заявил, что «с 2015 года у нас, согласно закону о бюджете, сформирован дорожный фонд».

Как на самом деле?

Закон Республики Беларусь «О дорожных фондах в Республике Беларусь» был принят 23 декабря 1991 года и подписан председателем Верховного Совета Республики Беларусь Станиславом Шушкевичем! С тех пор этот закон многократно обновлялся, но его никто не отменял. Что касается 2008 года, то тогда в закон были в очередной раз внесены изменения и дополнения , которые полностью отменили налог с продаж автомобильного топлива в существующий дорожный фонд.

Единственное, что изменилось на самом деле, так это название статьи расходов в бюджете. В 2014-м приложение № 9 к закону Республики Беларусь «О республиканском бюджете» называлось «Расходы Республиканского бюджета на финансирование дорожного хозяйства», а в 2015-м это же приложение называется «Республиканский дорожный фонд», а сам фонд включается в республиканский бюджет. Вот, по сути, и все изменения.

Миф № 2. Бывший транспортный налог в стоимость топлива не включен

«Сразу скажу, что встречающееся на интернет-форумах утверждение о включении бывшего транспортного налога в стоимость топлива неверно. Существовал налог с оборота в размере двух процентов, который был источником формирования дорожного фонда. Со снижением налоговой нагрузки этот налог убрали, частично заместив его повышением ставок акцизов. Но большую часть расходов по дорожному строительству и ремонту взял на себя бюджет», — в свое время рассказывал заместитель министра финансов Максим Ермолович в интервью «Народной газете».

Как на самом деле?

Во-первых, господин Ермолович, будучи профессионалом и высокопоставленным чиновником, безусловно, знает, что львиная доля государственного бюджета формируется за счет налогов, пошлин и прочих сборов, которые граждане и бизнес исправно платят в бюджет, и за счет которых финансируются ремонт и строительство дорог. Не станет же замминистра финансов утверждать, что ему деньги Аллах посылает, как это делают некоторые российские губернаторы?

Во-вторых, акцизы на топливо не только остались, но и значительно выросли. Как следствие, долларовые цены на топливо сохранили коридор колебаний в пределах 0,9-1$ за литр. Граждане не получили никакого выигрыша от отмены налога с продаж, а разница была размазана в бюджете и пошла на другие нужды вместо целевого использования на ремонт и строительство дорог.

«Объем ремонта сократился более чем в 100 раз. Через 3-4 года мы получим катастрофическое состояние дорожной сети», — так в тот период комментировал ситуацию начальник управления содержания дорожной сети департамента «Белавтодор» Александр Головнев.

В результате всех этих налоговых маневров граждане как платили налоги на содержание дорог в бюджет, так и платят. Только эти деньги использовались нецелевым образом, что привело к необходимости введения дополнительной пошлины за допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. В результате теперь граждане платят дважды: сначала акцизы, а потом еще и пошлины.

Миф № 3. Дорожный фонд повысит прозрачность расходов, и деньги будут использовать только на ремонт и строительство дорог

«Необходимо еще раз подчеркнуть, что это целевые деньги. Кроме как на реконструкцию, модернизацию и капитальное строительство дорог они использоваться не могут. Эта целевая направленность сохраняется в законе о бюджете на 2015 год... При этом для повышения прозрачности расходования этих средств и эффективности финансирования затрат на дорожное хозяйство с 2015 года у нас, согласно закону о бюджете, сформирован дорожный фонд», — заявляет заместитель министра финансов Дмитрий Кийко.

Как на самом деле?

Первый раз нам обещали целевое использование денег в далеком 2008-м, когда при отмене налога с продаж на топливо планировалось сохранить целевую направленность расходов бюджета от повышения акцизов на топливо. Возникает закономерный вопрос: если так, то почему эти деньги не дошли в полном объеме до «Белавтодора» и мы вынуждены иметь дело с новыми пошлинами?

Ситуация повторилась и в 2013-2014 годах, когда была введена государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, которая должна была стать дополнительным источником целевого финансирования всего дорожного хозяйства.

Однако начальник Главного государственного казначейства Минфина Инесса Данилович в своей публикации в сентябрьском номере журнала «Финансы, учет, аудит» сообщает, что «кредиторская задолженность республиканского бюджета по статье «текущий ремонт и содержание дорог» с начала 2014-го года выросла на 137,3 млрд. рублей». Значит, опять вместо строительства и ремонта дорог были профинансированы расходы, связанные с выплатой заработной платы в бюджетной сфере, пенсий, пособий, стипендий и обслуживанием государственного долга.

Будет ли выполнено обещание с третьей попытки? Увы, есть вполне обоснованные сомнения: согласно бюджету на 2015-й год доходы дорожного фонда составят 2,97 трлн. рублей, а расходы — 4,41 трлн. рублей. Очевидно, дефицит будет покрываться за счет государственного бюджета, в котором снова не найдется денег на первоочередные нужды, а пошлину придется повышать. Вряд ли и на этот раз власти постесняются залезть в кошелек граждан для решения бюджетных проблем.

Может быть, хватит рассказывать людям сказки?

«Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды» (статья 34 Конституции Республики Беларусь).

Последнее в рубрике