27.06.2014
Елена Лапота, «Белорусы и рынок»

Все по полочкам: Золотовалютные резервы Беларуси вновь спасены

Все ранее звучавшие заявления выглядели как некий закулисный торг, который, как мы теперь уже знаем, закончился все-таки увеличением суммы кредита.

Российский Банк ВТБ выдал кредит на 2 млрд. USD.

«В рамках развития партнерских отношений Группа ВТБ и правительство Республики Беларусь заключили кредитный договор о предоставлении республике краткосрочного займа в размере 2 млрд. USD», – говорится в пресс-релизе банка ВТБ, который появился 26 июня.

Таким образом, уже на 1 июля Нацбанк сможет продемонстрировать роста золотовалютных резервов, которые должны превысить 7 млрд. долларов. На 1 июня они составили 5,3 млрд. долларов, снизившись за май почти на 90 млн. долларов, а с начала года – на 1,3 млрд. долларов. С учетом выплат в пользу МВФ, которые по графику должны быть осуществлены в июне-июле, без данного кредита уже к августу ЗВР опустились бы ниже 5 млрд. долларов – психологически важного уровня, с которого начался 2011 год, – год масштабного финансового кризиса.

Но успели. Причем успели не только провести деньги до начала июля, но теперь будет из чего заплатить долг МВФ уже в ближайшее время – 30 июня страна должна выплатить очередные 84 млн. долларов. Не исключено, что торопились как раз к этой выплате, а это означает, что с деньгами у Минфина совсем туго.

Впрочем, об этом свидетельствует и случившийся на прошлой неделе «приступ паники» в виде проекта указа о специмпортерах. Правительство всегда бьется в конвульсиях, пытаясь взять импорт под свой контроль, когда в стране начинаются проблемы с валютой. В данном случае Нацбанк, вероятно, наотрез отказался пойти на какие-либо административные ограничения покупки валюты под импортные контракты, как это он сделал зимой 2011 года, так как в сегодняшней ситуации это привело бы к моментальному снятию рублевых вкладов и массовой скупке валюты.

Наверное, поэтому и пришла идея превратить экспортеров в специмпортеров. Ведь для расчетов с нерезидентами валютные кредиты брать можно, а для расчетов с резидентами, которые иногда являются импортерами и поставляют комплектующие на заводы и потребительские товары в розничную сеть, – нельзя.

Однако реальность воплощения этой идеи в жизнь сразу казалась весьма сомнительной, поэтому данный «слив» мог иметь своей целью воздействие на партнеров по Таможенному союзу и будущему ЕАЭС с тем, чтобы поторопить их с выделением обещанных еще в конце прошлого года 2 млрд. долларов. Во-первых, он показал, насколько плохи у нас дела, а во-вторых, послужил своеобразным сигналом: Беларусь может начать просто саботировать договоренности в рамках ЕАЭС, если Россия будет продолжать «динамить» нас с кредитом.

Так или иначе, но деньги поступили сразу после того, как различные министерства и ведомства открестились публично от идеи введения специмпортеров. Хотя выделения кредита ждали уже давно.

Буквально за несколько часов до появления пресс-релиза замминистра финансов Беларуси Максим Ермолович сообщил, что Минфин рассчитывает получить бридж-кредит банка ВТБ в 2 млрд. долларов до конца недели. Неделей ранее именно он рассказал, что Минфин ведет переговоры с банком о предоставлении 2 млрд. долларов, а не 1 млрд. долларов, о которых глава Банка развития и по совместительству член Совета Евразийской экономической комиссии от Беларуси Сергей Румас говорил еще в конце мая. Тогда же Румас высказывал надежду, что кредит поступит через 10-14 дней.

Но деньги не пришли. Как оказалось, Минфин договаривается о большей сумме. Впрочем, глава российского банка ВТБ Андрей Костин на прошлой неделе опровергал Максима Ермоловича и заявил, что все-таки речь лишь о том, чтобы предоставить еще 1 млрд. долларов и продлить выданный в декабре 2013 года бридж-кредит на 450 долларов.

Все эти заявления выглядели как некий закулисный торг, который, как мы теперь уже знаем, закончился все-таки увеличением суммы кредита. С учетом того, что по бридж-кредитам ставки обычно немаленькие, банку это, в принципе, может быть выгодно (отметим, что условия кредитования не разглашаются). Вопрос в том, зачем Минфину понадобилось увеличивать сумму долга банку по завышенным ставкам.

Это говорит либо об отчаянном положении с финансами, либо о том, что Минфин рассчитывает довольно быстро покрыть этот кредит другим – более дешевым межгосударственным кредитом от правительства РФ, которого собственно и ждет Беларуси уже на протяжении полугода. Максим Ермолович неделю тому назад высказал предположение, что межгосударственный кредит может поступить в Беларусь уже в июле.

Что касается первого варианта, то есть плохой ситуации с финансами, то, безусловно, 2 млрд. долларов лучше, чем 1 млрд. долларов, так как с одним миллиардом уже по итогам августа (по итогам сентября – наверняка) ЗВР снова опустились бы до сегодняшнего значения, так как помимо выплат по внешним долгам Нацбанку приходится поддерживать очень плавную девальвацию в заданном президентом коридоре – не более 15% за год. И на фоне разгоняющейся инфляции и увеличения спроса на валюту со стороны населения делать это становится все сложнее. Поступление 2 млрд. долларов позволит держать резервы выше 5 млрд. долларов, по крайней мере, до ноября, а, возможно, и до конца года. В любом случае, девальвационные ожидания среди населения должны в ближайшее время снизиться.

Если предположить, что Минфин взял 2 млрд. долларов у ВТБ в расчете на быстрое погашение за счет выделения межгосударственного кредита, то предпосылки для этого тоже есть. Как известно, задержка с выделением кредита была вызвана необходимостью внести уточнения в бюджет РФ. Проект изменений в бюджет РФ уже прошел второе чтениев Госдуме, так что это открывает дорогу правительству РФ для заключения межгосударственного соглашения о выделении кредита. Правда, еще в апреле речь шла о том, что выполнены все предварительные процедуры по межгосударственному соглашению лишь на сумму в 450 млн. долларов.

Также остается неясным судьба первого бридж-кредита ВТБ, который планировалось продлить до осени: будут ли его продлевать теперь, а в этом случае долг страны перед ВТБ составит 2,5 млрд. долларов, или он будет сразу же погашен из вновь поступившего кредита.

Так или иначе, но долг страны возрастает. Вместе с увеличением ЗВР уже на 1 июля увеличится и внешний гоcдолг Беларуси все на те же 2 млрд. долларов и может достичь 14 млрд. долларов.

Платежи Беларуси по внешнему долгу оценивались в этом году в 3,2 млрд. долларов. Пока выплачено около миллиарда, и чтобы «занулиться» было бы неплохо получить еще и последний транш Антикризисного фонда ЕврАзЭС, так что скоро нам предстоит еще один торг.

Тем временем, Минфин уже рассказал о планах по выплате внешнего долга в 2015 году. Все тот же Максим Ермолович сообщил 26 июня, что из 3 млрд. долларов, которые необходимы для выплаты внешнего долга в следующем году, Минфин планирует рефинансировать одну треть, а 2 млрд. долларов выплатить из бюджета. Очевидно, что в этих 2 млрд. долларов «из бюджета» уже учтены 1,5 млрд. долларов, которые нам достанутся от раздела пошлин за экспортируемые нефтепродукты. Что же касается рефинансирования долга на 1 млрд. долларов, то именно на такую сумму Минфину нужно будет в августе следующего года погасить первый выпуск евробондов. И вероятно, планируется сделать это за счет нового размещения.

«У нас имеется достаточно широкий инструментарий, продолжается работа по размещению евробондов локальными размещениями облигаций на рынках РФ, в Азии. Эта работа идет, но пока рынки не позволяют нам активно зайти на них», – сказал Ермолович.

Вполне возможно, что Минфину поможет зайти на зарубежные рынки то, что в Беларуси вновь начали отпускать политзаключенных.

А пока будем довольствоваться очередным бридж-кредитом российского госбанка – на этот рынок мы зашли уже довольно плотно, хотя скорее, это они зашли – на наш.

Последнее в рубрике