Белорусский Интернет: отстаем на девять лет
18.12.2007
Эдуард ТРОШИН, мarketing.by

Белорусский Интернет: отстаем на девять лет

Вторая по счету конференция «Деловой Интернет» показала, что неизбежная интеграция Байнета в экономику страны породила массу проблем для тех, кто вовлечен в этот процесс.

По данным агентства SATIO, Интернет-аудитория Беларуси ежемесячно растет на 3,5%. Около 3 млн жителей Беларуси имеют доступ в сеть. 21% взрослых жителей страны назвали Интернет одним из наиболее предпочтительных источников информации. К 2010 году реклама в Интернете составит до 5% всего оборота рекламной индустрии Беларуси. По данным ассоциации коммуникативных агентств России, в 2010 году рынок рекламы в соседней РФ достигнет 500 млн долларов.

Мы за ценою... постоим

Если верить официальным отчетам, то все складывается хорошо. В стране появились сотни Интернет-магазинов, в которых можно купить что угодно. А число порталов, по словам специалистов, просто «зашкаливает». Множество сайтов уже причислили себя к этой, более весомой и солидной категории. Не лицензируется более услуга хостинга. Есть и другие успешные показатели. В процентном соотношении в маленькой Беларуси пользователей Интернета больше, чем в соседней России. Следовательно, проникновение сети глубже.

Но Интернет в Беларуси на 1,5-2 порядка дороже, чем на Западе и в крупных российских городах. Белорусский дата-центр, который действительно впечатляет своими возможностями, тоже требует за свои услуги баснословных денег. Все интернетчики знают историю портала tut.by, который вынужден был разместить бесплатный почтовый сервер в Москве, потому что трафик там дешевле, причем не в два или три раза, а в сто!

Дороговизна порождает и проблемы для самих провайдеров. Проведенные в России исследования показали линейную зависимость между ростом числа пользователей и временем, которое они проводят в сети и стоимостью услуг за пользование оной. Очевидно, что если доступ в Интернет будет дешевле, связанные с ним первоначальные убытки нетрудно будет компенсировать. И рынок при этом наверняка удастся оживить.

Но этого, похоже, в ближайшее время ожидать не приходится. Прямые сравнения показывают, что по уровню проникновения Интернета мы отстаем от западных стран на 9 лет. Но те, кто бывал в США десятилетие назад, утверждают, что даже тогда доступ в сеть в США был несравненно дешевле, чем сегодня в Беларуси. Докладчики на конференции с грустным юмором выражали надежду на то, что белорусам не придется ждать мегабитного пятнадцатидолларового ADSL еще девять лет.

Не магазины, а витрины

За рубежом растет Интернет-коммерция. Объем ее рынка в США оценивается в 200 млрд. долларов. У нас ситуация иная. Развитие Интернет-торговли идет медленно. Магазины пока представляют собой одни лишь витрины, откуда можно осуществить лишь заказ. Оплата и доставка обсуждается по телефону.

Немало вопросов вызывает и проблема официального лицензирования Интернет-магазинов. В принципе, цель у этой процедуры вполне благородная — упорядочение Интернет-торговли. Вдобавок это должно помочь государству в сборе налоговых и таможенных платежей и повысить ответственность Интернет-торговли. Но сопровождалось это довольно серьезными требованиями — обязательной покупкой доменного имени в зоне by, белорусского хостинга.

Тем не менее, «пиратские» магазины в Интернете все равно есть и будут, по крайней мере, если судить по Интернет-каталогам. Зона .by — не ограниченная забором территория, за которую нельзя выйти.

Выходом из положения, по мнению специалистов, может быть только контроль соответствующих органов и Министерства торговли за деятельностью Интернет-магазинов, контрольные закупки и прочие меры, которые давно доказали свою действенность.

Здесь могла быть ваша реклама...

Сложная ситуация сегодня сложилась и с рекламой. В принципе, каждый год рынок Интернет-рекламы в Беларуси удваивается. В 2005 году он составлял 0,75 млн долларов. В прошлом году рынок достиг отметки в 1,5 млн долларов. В этом году вполне может дотянуть до 3 млн долларов. В следующем прибавится на 85-100%. Российский рынок растет значительно медленнее, а американский — всего на 19% в год (рынок обычной рекламы в США почти не растет). Но в абсолютных цифрах все выглядит куда непригляднее. В прошлом году российские компании заработали на рекламе 120 млн долларов. Прогноз прибыли рекламного рынка России на этот год — уже 165 млн долларов. Наши успехи на этом фоне выглядят более чем скромными. Это при том, что в России объем контекстной рекламы превысил объем медийной.

А у нас контекстной рекламы совсем немного. Причиной, как считают профессионалы, стало отсутствие заинтересованного в ней заказчика — как правило, это малый бизнес, который в Беларуси выбирает пока другие рекламные площадки — печатные издания, телевидение, радио. А что касается Интернет-магазинов, то большинство их распределено по различным торговым площадкам вроде shop.by. Зачастую им достаточно давать рекламу в пределах этих площадок или нет необходимости рекламироваться вовсе — и так найдут.

До мировых тенденций нам и вовсе далеко. К примеру, в США нынешний год считается годом бурного роста видеорекламы и рекламы в социальных сетях. Ежегодно доходы от этих видов рекламы возрастают в два раза. Кроме того, 2007 год принес успех рынку скачиваемых игр и стал началом эры мобильного телевидения. В USA расширяется число пользователей IP-телефонии, ею пользуется, фактически, каждый третий американец. Это также со временем даст дополнительный толчок развитию Интернет-рекламы.

Набирают силу сетевые сообщества покупателей. В США многие покупатели уже не ходят в магазины и не читают официальные рекламные проспекты, а пользуются услугами тематических сетевых сообществ. Те же процессы идут и в России. Поэтому рекламисты большое внимание уделяют сегодня работе с социальными сетями, блогами и т.д. Очевидно, следует нечто подобное ожидать и в Беларуси. Но вряд ли скоро...

За знакомствами на... mail.ru

Декрет президента Беларуси «О некоторых мерах по противодействию торговле людьми» — документ, бесспорно прогрессивный. Лицензирование работы брачных агентств и пресечение деятельности разного рода аферистов, зазывающих юных девушек за границу, позволило остановить торговлю «живым товаром». Но подзаконный акт этого документа за номером 449, где указано, что лицензируется в том числе создание и использование банка данных о физических лицах с целью их знакомства, серьезно усложнил задачу создания разделов и сайтов знакомств. Фактически, это стало невозможно.

Банк данных — обширная и емкая формулировка, под которую попадает практически все, что содержит информацию о физических лицах и функцию поиска — и желтые страницы, и бизнес-справочники, и, конечно же, сайты знакомств. По закону все это должно лицензироваться, а меры к нарушителям применяются весьма суровые — уголовная ответственность. Поэтому знакомства со страниц белорусских сайтов и порталов исчезли. А пользователи перешли на аналогичные российские Интернет-ресурсы mail.ru, mamba.ru и другие. Ничего не поделаешь: закон есть закон. Пострадали, кстати, не только белорусские Интернет-ресурсы. Государственный оператор связи, как и мобильные операторы, также не могут работать со службами знакомств. Некоторых послаблений добились лишь бумажные СМИ.

Электронная подпись... с печатью

В Беларуси давно уже принят закон об электронном документообороте и электронной цифровой подписи (ЭЦП). Но обычные электронные письма и любые тексты электронными документами не являются и даже не могут рассматриваться как доказательства в суде. Хотя, уже сегодня переписка между организациями, субъектами хозяйствования и физическими лицами зачастую ведется по электронной почте. Таким образом пересылаются и самые различные документы.

Кроме того, несмотря на то, что закон признает электронную цифровую подпись, сертифицированную ГЦБИ (Государственным центром безопасности информации) при президенте Беларуси, в стране не создан государственный удостоверяющий центр доверия, а значит, невозможно лицензирование и заверение подписей в общегосударственном масштабе. Использование же зарубежных ЭЦП запрещено. Впрочем, государственных центров доверия нет ни в России, ни даже в США. Но там их отсутствие компенсируется наличием частных удостоверяющих центров, которые работают для различных отраслевых и корпоративных объединений. В Беларуси сегодня электронную цифровую подпись может использовать только Национальный банк, именно поэтому денежные переводы приходят почти мгновенно. Будь использование ЭЦП доступно для других организаций и предприятий, возможно, ускорилось бы и решение важнейших экономических задач.

Что же дальше?

Член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Сергей Семашко, выступавший на конференции, сообщил, что проект закона «Об информации, информатизации и защите информации», который находится в Палате представителей, подвергся серьезной доработке.

Закон по-прежнему будет содержать три блока, перечисленные в его названии, но потребуется серьезная работа над определениями, изменения и уточнения ряда статей.

Из проекта закона уже исключены 11 статей, причем Сергей Александрович отметил, что из оставшихся 47 далеко не все дойдут до принятия в нынешнем виде. Уже получено и учтено порядка 200 замечаний по законопроекту, но это далеко не все.

Депутат рассказал журналистам, что в проекте закона дается 45 определений различных понятий, но многие еще требуют уточнения, например, понятие «информатизация».

Закон будет «рамочным» — для того, чтобы он работал, потребуются другие законы, регулирующие отдельные направления и правоотношения, например, «Об электронном документообороте».

Сергей Семашко отметил, что по новому закону информационные Интернет-сайты и порталы не потребуют официальной регистрации в качестве СМИ (в России их регистрация ведется на добровольной основе), кроме того, обсуждается депутатами и вопрос необходимости лицензирования Интернет-магазинов.

Впрочем, сокращать можно еще много, ведь аналогичный российский документ вдвое меньше — в нем всего 24 статьи.

Последнее в рубрике