Театр закрытого типа: можно ли научить жить играючи?
29.04.2014
Надежда Калинина, фото Сандро Капатти

Театр закрытого типа: можно ли научить жить играючи?

Как сцена помогает инвалидам, людям с психофизическими особенностями и заключенным стать «нормальными» — об этом итальянский фотожурналист Сандро Капатти, который привез в Беларусь выставку о закрытом для широкой публики театре.

«Театр для разных актеров и актрис» — это фотоистория о людях, которые живут в закрытых учреждениях, а в пьесах отражают свою реальность и мечты.

Сам Сандро Капатти открыл для себя это «закулисье» общества три года назад в Беларуси. В школе-интернате для детей с особенностями психофизического развития в Гомельской области он впервые увидел, как спектакли и игры на сцене помогают «особенным» ребятам преодолевать социальные барьеры. Позже фотограф узнал, что театр популярен во многих закрытых заведениях Италии.

16 снимков, которые Сандро привез в Беларусь, — это часть «Театра на 360°: воспитывать, реабилитировать, быть…» — единственного в Италии фотопроекта, автор которого получил поддержку Министерства юстиции для документальной съемки социального театра в тюрьмах и колониях, психиатрических клиниках, реабилитационных центрах и центрах для людей с инвалидностью.

— Что такое социальный театр в закрытых заведениях типа интернатов для инвалидов и психических лечебницах?

— Именно в Беларуси я впервые узнал о социальных изгоях. Они есть и в европейских странах. Но мы – обычные граждане всех стран – просто не задумываемся о том, как живут психически больные люди, подростки в колониях, инвалиды в реабилитационных центрах и другие социально уязвимые люди, которые изолированы от общества.

Непривычный и странный мир людей, на первый взгляд, на нас непохожих мы открываем, если проблема коснется нас самих или близких. Тогда мы понимаем, что эти люди, нуждаясь в общении, развитии, образовании, используют инструменты, которые для нас стали привычным атрибутом культурного отдыха.

Дети с психофизическими особенностями уде после первого занятия становятся более открытыми и легче идут на контакт

Во время первой съемки пятидесяти белорусских детей я увидел, как они менялись прямо на глазах. До этого закрытые и отстраненные, школьники начинали общаться с нами с помощью сцен из пьесы. Играя, они постигают правила большого общества, из которого их практически исключили. А значит, со временем эти дети вполне могли бы жить среди нас.

За три года работы над проектом «Театр на 360°» я узнал немало историй о том, как сцена давала человеку вторую жизнь. Для заключенного пожизненно она становится смыслом жизни и единственной связью с внешним миром.

Известный итальянский режиссер Армандо Пунцо поставил с заключенными одной из колоний Тосканы пьесу о жизни внутри учреждения. Каждая сцена происходила в отдельной камере, имитируя социальные прослойки.

Люди с психическими заболеваниями или особенностями развития находят в театре способ «быть полезными»: они не только играют на сцене, но и создают атрибуты для постановок. Люди с инвалидностью в социальном театре оказываются в центре внимания не как нуждающиеся в помощи, а как полноправные члены общества — на сцене они могут забыть о недугах или компенсировать их преимуществами.

Мальчику, который никак не взаимодействовал с участниками проекта по театральной реабилитации, помогла включиться в игру цветная нить. Она «связала» его с другими детьми и даже с незнакомыми актерами.

— Может ли театр помочь изолированным от общества людям стать такими, как все?

— У него нет этой задачи. Быть, как все таким людям не позволяет общество. Это оно решает, принять их или нет. Это не проблема тех, кто оказался изолирован, а наш с вами недостаток.

Социальный театр, скорее, может показать нам, что «другие» люди — будь они с инвалидностью или те, кто сошел с правильного пути, — имеют право на уважение, на свои интересы, реализацию своих прав. Они не хотят закрываться в четырех стенах, жить только своими проблемами. Приносить пользу, видеть смысл жизни и результат деятельности – вот желания тех, кто играет в таких театрах.

— А в таких странах, как Беларусь, где остается немало интернатов для людей с различными особенностями, подобные инициативы могли бы изменить отношение общества к ним?

— Для этого нужно время. Я убедился, что в Беларуси может быстро развиваться та или иная инициатива. В первую очередь, в стране должен решаться вопрос о правах людей с психическими или физическими особенностями. Даже несколько идей такого рода уже станут стимулом для учреждений быть менее изолированными и искать новые подходы в реабилитации тех, кто там живет. Обычно созданием новых проектов, решающих проблемы изолированности людей, занимаются общественные организации, привлекая и волонтеров.

— Планируете ли Вы развивать фотопроект о социальном театре в Беларуси?

— Если поступит предложение снимать в центрах реабилитации для инвалидов, психиатрических клиниках, интернатах, я не откажусь. Не для того, чтобы сравнить наши страны, а чтобы показать, что и в Беларуси такие инициативы могут развиваться.

В вашей стране еще немало стереотипов в отношении уязвимых слоев общества. Фотографии, видеозаписи, проекты помогут обществу быть к ним терпимее и не лишать их естественных прав.

Для этого я привез в Минск фотографии проекта о социальном театре. Многие герои снимков имеют трагическую историю со счастливым концом. Это также может стать стимулом для новых местных проектов.

Справка «Завтра твоей страны»

Фотовыставка «Театр для разных актеров и актрис», посвященная социальному театру, открывается 29 апреля в 19:00 в галерее/баре NEWDAY.

Профессиональный фотограф и фотожурналист Сандро Капатти имеет на своем счету персональные и групповые выставки в Италии и за рубежом. Он также является участником гуманитарных миссий в странах Африки и Ближнего Востока. В 2011 году в Гомеле фотограф представил фотовыставку «Взгляды», посвященную радиоактивному загрязнению в Беларуси и Украине.

Последнее в рубрике