25.04.2014

Через несколько лет в Минске не останется бесплатных парковок?

Скоро тем, кто ставит машину не по правилам, начнут присылать «письма счастья»

Абсолютно очевидно, что каждого водителя беспокоят две беды: пробки и парковки. И если до такого транспортного потока, как, например, в Москве, нам еще далеко, то вот поставить машину по правилам получается далеко не всегда. Вот и паркуются все под знаками. Реально ли решить эту проблему так, чтобы и городу было хорошо, и автомобилистам?

-- Вы удивитесь, но в этом плане все уже давно придумано, - говорит председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. Сейчас он вместе с коллегами готовит для городских властей предложения по тому, как решить транспортные вопросы. На столе у специалиста - 700-страничная книга калифорнийского профессора Дональда Шоупа «Высокая цена бесплатных парковок». - Это библия любого транспортного оптимизатора. Многие европейские города сталкивались с нашими теперешними проблемами 10 - 30 лет назад, нам же остается лишь применить определенные схемы и методы.

ВОПРОС РЕБРОМ

Сколько в Минске машин?

-- Официальная цифра в 800 тысяч автомобилей в Минске реальной не является, - отмечает Юрий Важник. - Просто в официальную статистику входит абсолютно весь транспорт, включая общественный, грузовой, спецтехнику, а также зарегистрированный, но не используемый транспорт. Реальная цифра - 330 тысяч столичных автомобилей.

По словам специалиста, нужно заставить автолюбителей планировать маршрут, минуя центр.

Чем ближе к центру, тем дороже парковка

-- Звучит непривычно, но именно создав альтернативы для движения дальше от центра, мы решим проблему парковок в центре, - объясняет эксперт. - Поэтому нужно отказаться от соблазна продлить Партизанский проспект до проспекта Победителей, иначе мы перегрузим центр. Чтобы схема работала полноценно, нужно закрыть кусок улицы Ленина (хотя бы от Маркса до Ульяновской), причем не создавать никакой альтернативы для движения вовсе.

По словам специалиста, нужно заставить автолюбителей планировать маршрут, минуя центр. Точно так же нужно поступить и с Немигой, а из нынешнего хранилища железного хлама, улиц Комсомольской и Революционной, сделать красивый пешеходный центр с уютными ресторанчиками, оставив только зону общественного транспорта.

-- Говорят, что в Минске не хватает парковок, - вспоминает самое частое нарекание водителей Юрий Важник. - А я утверждаю, что ни один автомобиль в воздухе не висит, все стоят на земле. Другой вопрос, что парковки неудобные и они далеко. Каждый хочет стать поближе к офису или подъезду, ленясь пройти 200 метров. Такие вот нагруженные «затопленные места» нужно плавно «осушить» и сделать это можно с помощью единственного инструмента - денег.

Тут механизмов много. Например, платный въезд в определенную зону. Чем она ближе к центру - тем дороже. Как удалось узнать «Комсомолке», еще семь-восемь лет назад была разработана концепция создания платных парковок внутри второго кольца. Предполагалось сделать пять зон - самая дорогая в районе Верхнего города, самая дешевая - в районе площади Бангалор. Причем совершенно все парковки внутри второго кольца предполагалось сделать платными. Но дальше концепции дело не дошло.

Еще рассматривается вариант модной на западе парковки с переменным тарифом. Автоматическая система каждый час считает степень загруженности парковки. От этого и пляшет ценник: чем парковка свободнее, тем она дешевле. В результате площадь используется максимально эффективно: и парковка не простаивает, и деньги приносит максимальные.

-- В любом случае нужно дать автовладельцу выбор: либо ты паркуешься близко, но дорого, либо подальше, но подешевле, - считает Юрий Важник. - В конце концов, никто не мешает ездить общественным транспортом (который, несомненно, тоже нуждается в реформе) или даже на велосипеде.

Офисы нужно переселить в спальные районы?

Отрицательным примером организации парковки специалисты называют стоянку на площади Свободы. Причина этому даже не уродливые шлагбаумы и вечно застревающие купюроприемники паркоматов, а неудачное месторасположение.

-- Ее сделали в самом сердце исторического города - там, где в других европейских столицах размещалась бы пешеходная туристическая зона. Я бы за эту парковку оторвал руки, - не скрывает эмоций Юрий Важник. - Это как у себя дома из гостиной сделать склад.

По статистике, водители 70% машин, стоящих в центре, приезжают в офисы.

-- Что делает в Верхнем городе отдел лицензирования?-- задается вопросом специалист. -- А стоматологические кабинеты, магазины обоев, строительно-монтажные организации, федерация профсоюзов? Это не те предприятия, которым требуется постоянный автомобильный доступ. Поэтому их нужно вынести из центра, отдав место под все те же пешеходные туристические зоны.

За стоянку будут платить по смс?

Не менее важен и вопрос технологии оплаты. Сюда относится все: удобство заезда и выезда, удобство и скорость оплаты. Шлагбаумы -- вчерашний день. Он требует закрытой территории, это некрасиво. Паркоматы - это дорого. Выход есть: оплата парковки с помощью телефона или смартфона:

-- Программа уже разработана, - говорит Юрий Важник. -- Если телефон старый - просто отправляешь платное смс. Если смартфон - оплачиваешь специальным приложением.

Смартфон никуда прикладывать не нужно - данные об оплате уходят в специальную базу. Проверяющий инспектор вводит в свой планшет номер автомобиля и сразу видит, оплачена парковка или нет. Также предполагается оставить «дедовские» способы оплаты: например, через паркомат, инфокиоск или покупку талона на парковку в ближайшем газетном киоске.

А В ЭТО ВРЕМЯ

За стоянку не по правилам будут штрафовать по фотографиям

На открывшейся недавно весенней сессии депутаты рассматривают ряд изменений и дополнений в законодательство о дорожном движении. О грядущих изменениях «Комсомолке» рассказал председатель постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Национального собрания Дмитрий Харитончик:

-- Во-первых, мы обсуждаем моменты, связанные с так называемой повторностью в случае фиксации нарушений с помощью автоматических средств. Что касается превышений скорости, МВД предлагает считать повторными только те случаи, которые инспекторы ГАИ зафиксировали лично. Вероятно, будут изменены и штрафы за такие нарушения, но о конкретных цифрах говорить пока рано, обсуждение поправок продолжается. Известно, что сейчас идет тестирование оборудования, автоматически фиксирующего такие нарушения как проезд на красный свет, выезд на полосу встречного движения и полосу выделенную для общественного транспорта. Однако в рассматриваемом законе об этом речи не идет.

Во-вторых – с помощью приборов автоматической фиксации планируется отслеживать нарушения парковки. Например, автомобиль ГАИ с установленной специальной камерой проезжает вдоль улицы, где нельзя парковаться. Номера нарушителей автоматически распознаются, вносятся в базу, владельцам рассылаются так называемые «письма счастья».

В-третьих, работаем над изменением правил эвакуации: планируется дополнить законодательство нормами допускающими возможность перемещать или эвакуировать автомобиль без помещения на штрафстоянку. Например, если он запаркован правильно, но мешает проезду механизированной уборочной колонны, или проведению какого-либо массового мероприятия, его смогут просто переставить в другое место, платить при этом собственнику транспортного средства за такое перемещение не придется.

Кроме этого, планируется повышение ответственности за непройденный техосмотр. Сейчас наказание - от предупреждения до двух базовых величин. Планируется сделать от одной до трех базовых величин, предупреждение, как меру воздействия так же предлагается сохранить.

Последнее в рубрике