Вуз для инвалида: льготы при поступлении, барьеры при обучении
19.02.2014

Вуз для инвалида: льготы при поступлении, барьеры при обучении

Приоритетное зачисление при прочих равных условиях, место в студенческом общежитии, социальная стипендия, распределение с учетом состояния здоровья — почему же среди людей с инвалидностью всего 14 процентов имеют высшее образование и почти 4 процента никогда нигде не учились? Офис по правам людей с инвалидностью провел исследование доступности белорусских вузов.

По данным Министерства образования, в 2012—2013учебном году в белорусских вузах на дневной форме обучались почти 1,5 тысячи«особенных» студентов. В 2013 году поступили в вузы 326 абитуриентов синвалидностью.

Больше всего студентов с инвалидностью учится вБелорусском государственном университете.

Чтомешает людям с особенностями учиться в белорусских вузах?

1. Недоступнаяаудитория. Отсутствие безбарьерной среды нередко останавливаетабитуриентов, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата и слабовидящих. Даже если удается попасть внутрь корпуса, сложности возникнут услепого при переходе из одной учебной аудитории в другую, у колясочника — при попыткеподняться на верхний этаж или вписаться в узкий дверной проем аудитории. Туалетытоже не приспособлены для людей с особенностями.

Корпуса многих учебных заведений построены 40—50 летназад, когда о доступности их для инвалидов мало задумывались. Сегодня же наликвидацию барьеров не хватает финансов.

Юрист Офиса по правам людей с инвалидностью Ольга Трипутень 

— Одни вузы ссылаются, что у них «в уставе непредусмотрены расходы на создание безбарьерной среды», другие убеждают, что«создали элементы безбарьерной среды», а частные учебные заведения отмахиваются— средств нет, потому что они находятся на самофинансировании, — отмечает юристОфиса по правам людей с инвалидностью ОльгаТрипутень. — В вузах, конечно, проводится реконструкция зданий, помещенияоборудуются поручнями, лифтами, пандусами. Однако говорить о повсеместносозданной безбарьерной среде преждевременно.

 2.Транспортный вопрос. Нерешенным для студентов с особымипотребностями пока остается транспортный вопрос. Они часто нуждаются в подвозена учебу.

— В действующем законодательстве есть нормы, четкорегулирующие порядок бесплатного подвоза обучающихся в государственныхучреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования. С тем, какдобраться на занятия в вуз, дела обстоят иначе, — рассказывает Ольга Трипутень. —Только в Минске и Минском районе для людей, имеющих опорно-двигательныенарушения, организован бесплатный транспорт.

Но пользоваться этой услугой могут не все категориилюдей, имеющих инвалидность. Есть и другие специфические особенности. Например,согласно этой программе, студенты дневной формы обучения, передвигающиеся наколяске, могут воспользоваться бесплатным транспортом дважды в неделю.

— Безусловно, здесь налицо улучшение положениястудентов-колясочников в части доступа к образованию, однако предоставлениятаких услуг два раза в неделю недостаточно для полноценного участия в процессеобучения, — говорит эксперт.

3.Без педагогов и «говорящих» учебников. Что еще мешает людям с инвалидностью учиться? Отсутствие специальных средств и методик для обучения, атакже преподавателей, которые готовы профессионально работать с такойкатегорией студентов.

В бюджетной классификации высших учебных заведенийнет отдельных статей расходов на модернизацию специальных образовательныхпрограмм для лиц с нарушением зрения и слуха.

— Это делает практически невозможным участие их вучебном процессе, — заключает Ольга Трипутень.

В целом эксперты отмечают такую тенденцию:возможность получения высшего образования напрямую связана со степеньюинвалидности и видом нарушения здоровья. Опрос, проводившийся в Беларуси,показал, что высшее образование имеют 10,7 процента людей с инвалидностью снарушениями зрения, 6,3 процента – с нарушением слуха и только 6 процентоввзрослых граждан, передвигающихся на коляске.

Люди с инвалидностью по психическому профилю(психические заболевания, заболевания нервной системы и аномалии развития)менее остальных категорий вовлечены в образовательный процесс, имеютминимальные возможности для получения высшего образования.

4.Без дистанционного обучения. В европейских странахдавно и эффективно студенты с инвалидностью получают образование дистанционно. Естьтакая возможность и во многих постсоветских странах — России, Казахстане,Таджикистане, Кыргызстане.

— В Беларуси отсутствует законодательноерегулирование вопросов дистанционного обучения для людей с инвалидностью, —отмечает юрист Ольга Трипутень. — Хотя именно такой подход помог бы им получатьвысшее образование. Нужно активно использовать для обучения интернет, проведениеонлайн-консультаций. Это было бы особенно удобно для тех, кто проживает всельской местности.

5.Не пускают быть милиционером. Часто на выбор будущейпрофессии влияют медицинские документы, в которых приводится переченьрекомендованных специальностей для абитуриента с инвалидностью.

— Двусмысленный ответ мы получили из Академии МВД:«Лица, имеющие инвалидность разных групп, не могут получать высшее образованиев Академии МВД за счет бюджетных средств». Такие ограничения носят явнодискриминационный характер, — приводит пример Ольга Трипутень.

Юристы обращают внимание, что право на образование недолжно быть увязано с правом на труд. У абитуриента должна быть возможностьполучить любую профессию, а если он не сможет работать – это его личноедело. 

Университетдля всех

Варшавский университет почти два десятка летпозиционирует себя как «университет для всех». Он считается одним из самыхдоступных вузов Польши. Здесь создана не только безбарьерная среда, но испециальный центр по поддержке студентов с разными видами инвалидности.

— У нас нет людей с ограниченными возможностями, унас учатся люди с особыми потребностями, – рассказывает создатель центра Павел Вдувик, незрячий выпускник вуза.– Я предложил создать такой центр после того, как побывал на стажировке вСоединенных Штатах. Там я понял, что сделать образование доступным – реально.Вернулся и в 1996 году основал центр помощи в Варшаве.

ПавелВдувик, демонстрируя органайзер для незрячих, напоминает, что сегодня техникаможет значительно облегчить учебу студентам с инвалидностью

Как рассказал представитель Варшавскогоуниверситета, в центре работают специалисты, готовые помочь в учебе. Можнопопросить о помощи сурдопереводчика, если есть проблемы со слухом. Если плоховидишь — специалисты озвучат учебник, а сам студент может напечатать егоазбукой Брайля на специальном принтере или одолжить сканер, помогающийрасшифровывать страницы. Те студенты, что испытывают трудности в передвижении,могут обратиться за курсом пространственной ориентации: им помогут лучшесориентироваться в университетском дворе, разработают наиболее удобный маршрутиз дома в вуз.

На территории университета здания приспособлены длялюдей с особыми потребностями – есть перила, пандусы, специальные подъемники,расширены лифтовые шахты и дверные проемы, есть просторные туалеты ибеспрепятственный вход в кафе, библиотеку. В студенческих общежитияхорганизованы удобные комнаты для людей с инвалидностью, созданы парковочныеместа, для передвижения по территории можно заказать приспособленныймикроавтобус. 

Устудентов с инвалидностью обычно нет сложностей с парковкой – для этогоотведены специальные места

 

Дляперемещения по студенческому городку можно воспользоваться специальным такси

Длятого, чтобы попасть на верхние этажи в зданиях без лифтов предусмотрены воттакие подъемники 

Все это дало возможность более тысячи студентов сособенностями получать здесь высшее образование.

И главное, как пояснил Павел Вдувик, дляабитуриентов с инвалидностью нет никаких льгот при поступлении: если знанияпозволяют – студентом станешь. Дальше уже начинается обязанность университетапо обеспечению равного доступа ко всем образовательным материалам и занятиям.

Поначалу такая деятельность финансировалась за счетуниверситета, для преобразования архитектуры университета искали спонсоров, аволонтеры адаптировали учебные материалы. Однако последние пять лет финансовыесредства выделяются из средств госбюджета.

Университетысо знаком «плюс»

Хороший пример совершенствования инфраструктуры внашей стране — Белорусский государственный педагогический университет имениМ.Танка. Здесь корпуса оборудовали лифтами, установлены пандусы, в кафе естьсанузел для людей с инвалидностью, в общежитиях – комнаты, для студентов наколясках, заезд к общежитию со стороны стоянки оборудован пониженным пандусом.

В Гомельском государственном университете имени Ф. Скориныкаждый год закупают современные средства обучения: компьютеры, мультимедийное илингафонное оборудование.

В Брестском государственном университете имениА.С.Пушкина есть учебные аудитории для незрячих и слабо видящих студентов.

В Гродненском государственном университете имениЯ.Купалы в практику входит проведение вебинаров.

В некоторых вузах вступительные экзаменыадаптированы с учетом разных видов инвалидности и «носят индивидуальныйхарактер». В белорусских университетах нередко есть возможность составитьиндивидуальный график обучения с ориентацией на самостоятельную работу внеучебных аудиторий. Витебский государственный университет имени П.М.Машерова проводитнабор на ряд специальностей по дистанционной форме обучения, в том числе и длялюдей с инвалидностью.

Девятьпринципов доступности

Эксперты считают: пора уходить от частностей. Они предлагаютразработать общую стратегию, которая сделала бы высшее образование доступным

Инклюзия высшего образования, равный доступ квысшему образованию, недискриминация, индивидуальный подход, компетентностьакадемического персонала, совершенствование учебных методик, физическаябезбарьерность и достаточность технологий и вспомогательных устройств,ответственность университетов за доступность образования и преимущественногосударственное финансирование — вот те самые принципы, которые должны статьнормами. 

Директор Офиса по правам людей с инвалидностью Энира Броницкая 

— На них должно ориентироваться государство впроцессе регулирования права на высшее образование. Это — векторы, без которыхневозможно двигаться дальше, — отмечает директор Офиса по правам людей синвалидностью Энира Броницкая. — Девять принципов — это далеко не полныйсписок, он может дополняться. На наш взгляд, руководящие принципы должныперейти в общий Закон об образовании.

+ Кто превращает инвалидов виждивенцев?

«Больше 10 профессий никто не пишет». В Беларуси планируют убратьобязательный список профессий для инвалидов

Последнее в рубрике