17.02.2014
Артем Шрайбман, naviny.by

На пути евразийской интеграции Беларусь спотыкается на каждом шагу

Вынужденное введение утилизационного сбора на автомобили и российские угрозы антидемпингового расследования в отношении белорусского молока стали очередными проявлениями принципиального изъяна евразийской интеграции. Речь идет о коренном несовпадении интересов участвующих в ней авторитарных режимов и их неспособности к компромиссам.

Новаяголовная боль — утилизационный сбор

С 1 марта за производство автомобилей в Беларуси иих импорт в страну граждане и предприятия будут вынуждены платитьдополнительный сбор — утилизационный. Неприятное нововведение предусмотреноуказом президента № 64 от 4 февраля.

Заместитель председателя Белорусской научно-промышленнойассоциации, профессор Георгий Гриц вкомментарии для БелаПАНподчеркнул: «Утилизационный сбор направлен не на утилизацию автомобилей. Этосвоеобразная нетарифная мера защиты рынка производителей автомобилей вТаможенном союзе».

Эту защитную меру Россия ввела еще в 2012 году, нотолько для импортеров автомобилей. Своим производителям разрешили сбор неплатить, если они возьмут на себя пространное обязательство самостоятельнопровести утилизацию. Белорусскому МАЗу удалось попасть под это исключение.

Но европейские компании, недовольные нарушениемРоссией правил ВТО, начали против нее судебное разбирательство, и тараспространила утилизационный сбор и на своих производителей.

«А чтобы защитная мера работала, российскоеправительство выделило из бюджета деньги на компенсацию этого сбора», —рассказывает Гриц. Но речь идет только о российских компаниях. «Нам говорят: вытоже компенсируйте. Но у нас денег-то нет», — отмечает экономист.

По мнению экономиста, смена условий работы усугубитситуацию с экспортом белорусских автомобилей в Россию. К слову, доля МАЗа нароссийском рынке за 2013 год снизилась с 13% до 9%.

По данным Грица, сейчас идут переговоры, чтобыкомпенсация сбора производилась по месту потребления: «То есть если МАЗ идет вРоссию, то российский бюджет это компенсирует российскому потребителю. Но покаэто наше желание, и Россия <навстречу> не идет». В то же время Беларусь,не будучи членом ВТО, по полной программе несет издержки от вступлениявосточной соседки в эту организацию.

А теперь для унификации условий работы наавтомобильном рынке в рамках ЕЭП Беларусь ввела сбор, аналогичный по ставкамроссийскому. В итоге под ударом окажутся не только отечественные производители,которых государство, скорее всего, попытается поддержать, но и импортерыиностранных авто с их покупателями.

По мнению директора одного из крупнейших белорусскихавтодилеров «Атлант-М» Сергея Самойло,введенный сбор вынудит часть импортеров свернуть деятельность.

 Союз «по понятиям»

Другая болевая точка белорусско-российских отношенийможет появиться на старом месте. Применить «ответные меры» в отношении товаровбелорусской молочной промышленности за недобросовестную конкуренцию пригрозил 5февраля вице-премьер РФ АркадийДворкович. На следующий день его поддержал премьер Дмитрий Медведев, припугнув Минск антидемпинговым расследованием.

По словам Георгия Грица, в рамках ВТО на Россиюнакладываются определенные обязательства. «Если страна - член ВТО входит врегиональные союзы более низкого уровня (такие как ЕЭП), остальные страныдолжны брать на себя такие же обязательства, как и страна - член ВТО: тарифнаязащита не должна быть выше», — поясняет эксперт.

«Получается, что Беларусь с 2012 года, по буквезакона, должна жить, как Россия: без субсидий и преференций. Поэтому российская"страшилка" имеет под собой правовую основу», — отмечает Гриц.

Однако, добавляет эксперт, это противоречит форматуевразийской интеграции: «В ЕЭП за каждой страной остались свои мерыгосударственной поддержки. Только между Беларусью и Россией действует порядка700 изъятий».

В конце прошлого года главы государств договорилисьот них постепенно уходить, но процесс идет очень туго. По словам Грица, вБеларуси 54% сельхозпредприятий — убыточные. Несложно догадаться, что ждет отечественныйАПК, останься он без государственной поддержки.

В свою очередь, Россия не спешит отказываться отболезненных для Беларуси экспортных пошлин на нефтепродукты, что явнопротиворечит духу строящегося Евразийского экономического союза.

«Мы создавали интеграционное образование попонятиям. Сейчас пожинаем эти плоды», — резюмирует собеседник БелаПАН.

 Автократы не умеют объединяться

Запутанный клубок противоречивых обязательств,договоренностей и, самое главное, интересов стран - участниц евразийскойинтеграции серьезно осложняет этот проект.

«Россия видит в этом союзе политические выгоды, икогда оказывается, что за это надо платить экономическими издержками, Россияначинает тормозить», — поясняет политолог ВалерийКарбалевич. Минску и Астане, напротив, нужны экономические бонусы.

Конфликт интересов — вещь в принципе не новая вмировой политике. Чтобы его разрешить, нужны как минимум способность ккомпромиссам и соответствующая переговорная культура. Этому явно неспособствуют несоизмеримый вес участников тройки, соблазн решать проблемы не позакону, а путем давления или «по понятиям».

Картину довершает прочно закрепившийся в Минске,Москве и Астане авторитаризм, который делает политические и экономическиеуступки просто невыносимыми для трех лидеров.

Валерий Карбалевич прогнозирует растущуюсговорчивость России по мере приближения к подписанию договора о Евразийскомсоюзе. К примеру, Москва может выдать оставшиеся транши обещанного Минскукредита или пойти на отмену экспортных пошлин на нефтепродукты. Но на этомпроблемы не закончатся.

«Сложно будет идти переход к полноценномуэкономическому союзу, который предполагает унификацию макроэкономическойполитики: уровня предельного дефицита бюджета, инфляции», — отмечает политолог.

И действительно, тяжело представить, что белорусскийпрезидент может передать Москве контроль над выручавшим его в прежние годыпечатным станком.

Но чем менее сговорчив Лукашенко по мере приближенияк Евразийскому союзу, тем сильнее это противоречит планам его российскогоколлеги.

Неспособность разрешить это противоречие уже сейчасвыливается в серьезные экономические неурядицы. Эксперты предсказывают ещеболее серьезные столкновения интересов на следующих этапах постсоветскойинтеграции.

+ Financial Times: Союз во главе с Россией угрожает новым разделениемЕвропы

Последнее в рубрике