МАЗ теряет российский рынок
15.05.2013
Алексей ТОПОЛЬКО

МАЗ теряет российский рынок

Доля МАЗа на российском рынке сократилась почти в два раза, а лидера рынка — КамАЗа — выросла. Белорусов догнал и другой российский конкурент — автозавод «Урал». \r\n

По итогам первого квартала 2013 года, доля белорусского производителя на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн по сравнению с первым кварталом 2012 года сократилась с 14,3% до 7,4%. Доля его основного конкурента КамАЗа, наоборот, выросла: с 40,6% до 48,6%. Еще один российский производитель — АЗ «Урал» нарастил в первом квартале поставки на рынке с 5,3% до 7,4%.

Для МАЗа — это тревожный звонок. Хуже рыночная ситуация была только по итогам 2009 года. Тогда его доля на российском рынке, который является основным для белорусского производителя, снизилась до 3,4%.

В 2010-2012 годах доля МАЗа росла, хотя так и не достигла 17,7%, которые белорусский производитель имел на российском рынке в 2005 году.

Главный конкурент — КамАЗ несколько улучшил свои позиции, но он находится под постоянным давлением иностранных производителей. В первом квартале текущего года рыночная доля иностранных компаний, локализовавших производство в России, несколько сократилась — с 39,1% до 36,6%. Но эксперты прогнозируют, что это временное явление и в ближайшие годы она будет увеличиваться (как это было до кризиса и после него) по мере увеличения мощностей действующих заводов и организации новых производств.

Свои заводы по сборке тяжелых грузовиков в России открыли в Калуге Volvo и Renault, под Санкт-Петербургом Scania расширяет мощности с 6,5 до 8 тыс. автомобилей, Mercedes-Benz и IVECO построили заводы, соответственно, в Набережных Челнах и Миассе.

В ближайшее время планирует открыть сборочное производство под Санкт-Петербургом и немецкая компания MAN (мощность — 6 тыс. автомобилей в год), ищет возможность организации сборки грузовиков в России голландская компания DAF. Китайская корпорация FAW собралась организовать сборку тяжелых грузовиков на площадях АЗ «Урал».

Около трех лет КамАЗ и МАЗ вели переговоры о создании стратегического альянса, чтобы совместно противостоять экспансии на российском и белорусском рынках иностранных компаний.

В июле прошлого года Александр Лукашенко дал согласие на создание совместного холдинга «Росбелавто» на базе МАЗа и КамАЗа. Но уже в ноябре белорусский президент заявил, что не видит экономической выгоды для МАЗа в приватизации и слиянии его с российским КамАЗом.

В апреле текущего года глава белорусского государства, выступая с традиционным посланием народу и парламенту, был еще более категоричен в оценке этого проекта.

«Меня начинают информировать, что за ними (КамАЗом) стоят иностранцы, они являются там акционерами, и они будут заинтересованы, чтобы МАЗ опустить, закрыть. Им не надо лишних конкурентов. Я — президент Беларуси, и я на эту бандитскую акцию, иначе не назовешь, не пойду», – сказал Александр Лукашенко.

Доли участников российского рынка автомобилей полной массой 14 – 40 тонн

№ п/пУчастник рынкаСтрана Доля на рынке, %
200520062007200820092010201120123 мес. 2013
1ОАО «КАМАЗ»Россия36,133,529,928,155,046,838,433,548,6
2ОАО «МАЗ»Беларусь17,711,49,89,03,49,511,112,87,4
3ОАО «АЗ «УРАЛ»Россия10,110,311,310,716,917,810,74,97,4
4ОАО «КРАЗ»Украина1,11,51,70,90,50,80,70,50,0
5ОАМО «ЗИЛ»Россия0,00,00,00,00,00,00,00,00,0
6Автомобили иностранного производстваРазные34,943,147,351,324,225,139,148,336,6
Данные ОАО «КамАЗ»

+ Что мешает альянсу МАЗа и КамАЗа?

Последнее в рубрике