Можно отменить карантин, но нельзя заставить людей снова покупать
05.05.2020
Геннадий Косарев, Завтра твоей страны. Фото: Pixabay.com

Можно отменить карантин, но нельзя заставить людей снова покупать

Эксперты пытаются понять, что нас ждет после снятия ограничений. В Китае вот что придумали.

Одни считают, что как только двери условных торговых центров откроются, в них потекут толпы изголодавшихся по шопингу граждан. Вторая группа экспертов пессимистична: потребители с большой вероятностью будут покупать меньше товаров и услуг.

Во-первых, потому что у них упадут доходы. Во-вторых, потому что они решат сэкономить какую-то сумму денег, опасаясь второй волны пандемии и продолжения режима самоизоляции.

А это может подкосить многие отрасли и запустить эффект домино, который приведет к экономической депрессии.

Европа подсчитала убытки от коронавируса. Худшие прогнозы сбываются

Как считает директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович, большинство потребителей сейчас залягут в «сберегательную оборону». То есть будут покупать только жизненно необходимые вещи и отложат все дорогостоящие приобретения. И вряд ли быстро выйдут из этого психологического состояния. На перестройку, по опыту предыдущих кризисов, как правило, уходит два-три года.

Сергей Васильев, председатель правления ИГ «Русские фонды» говорит, что вирус быстро не уйдет да и люди уже снизили потребление и привыкли так жить.

— В покупательском спросе есть такой эффект: он может быстро падать, но растет он всегда медленно, — рассказал Сергей Васильев «Комсомольской правде». — Поэтому в ситуации кратного снижения объема потребления нам теперь жить долго. Бизнесу надо с этим свыкнуться и учиться работать на малых оборотах.

Слова Васильева подтверждает последняя статистика из Китая. Там ограничения уже отменены почти полностью (обязательное ношение масок — не в счет). Но в некоторых сферах это не привело к возвращению объемов выручки. К примеру, после открытия кинотеатров зрители туда не пошли. Побоялись.

— В Китае промышленное производство восстанавливается стремительно, а розничные продажи — нет, приводит статистику Константин Сонин, профессор Чикагского университета и Высшей школы экономики.

«И мысли не было спасать экономику, спасали людей». Рудый об опыте Китая в борьбе с коронавирусом

Одна из очевидных версий — китайцы стали жестко экономить, не понимая, чего ждать в будущем. Это особенность азиатских стран, где норма сбережений всегда большая. Поэтому власти Поднебесной решились на интересный эксперимент, который должен подстегнуть людей тратить больше денег. А это нужно для того, чтобы запустить бизнес и чтобы кризис продлился как можно меньше времени.

— Эксперимент состоит в том, что они раздают (пока в малых, но заметных масштабах) гражданам ваучеры на покупку базовых товаров. Эти ваучеры интересны тем, что очень быстро, в течение недели, сгорают. На них можно купить продукты (и приобрести некоторый перечень товаров и услуг в пострадавших от коронавируса отраслях), но их нельзя «заначить, — говорит Константин Сонин. — Судя по тому, что осуществляется такая мера, власти считают, что у них там «ловушка ликвидности» — если людям раздавать деньги, то они их будут сберегать, а не тратить.

То есть, если в США и Европе пошли по пути прямой финансовой поддержки бизнесов и граждан, то в Китае решили выбрать косвенный путь.

Правда, тут могут быть побочные последствия. Если просто раздать деньги, часть из них может пойти в сбережения, то есть не выплеснется на рынок и не выльется в рост инфляции. Тратить их будут лишь те, у кого действительно больше нет средств к существованию. Если раздавать карточки, которые будут сгорать, спрос получится поддержать очень хорошо, а вот избежать раскручивания спирали инфляции вряд ли удастся.

Нужно ли в кризис раздавать  «живые»  деньги населению?

Последнее в рубрике