«Много потеряли». Как отсутствие интернета после выборов повлияло на работу в разных сферах
22.08.2020
FINANCE.TUT.BY, фото: Сергей Балай, TUT.BY

«Много потеряли». Как отсутствие интернета после выборов повлияло на работу в разных сферах

Дни после президентских выборов ознаменовались не только уличными протестами, но и отсутствием интернета. Его не было почти три дня, с середины 9 августа и до утра 12 августа. В результате белорусы не могли зайти в соцсети, мессенджеры, на многие сайты в доменной зоне BY. Пострадала и работа различных компаний в самых разных сферах.

FINANCE.TUT.BY спросил у них, как они справились с отсутствием интернета.

Торговля: «Справлялись какими-то более аналоговыми методами»

Источник в маркетинговых кругах рассказывал FINANCE.TUT.BY, что из-за отсутствия интернета у многих компаний начались трудности с логистикой: невозможно было сообщить складам, сколько товаров отгружать на полки. В частности, об этом заявляли молочные компании и пивовары. Исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Наталия Шаблинская говорит, что, несмотря на проблемы со связью, магазины обеспечивались всем необходимым.

— Безусловно, мы привыкли к прогрессу и возможности использовать интернет как инструмент, позволяющий нам экономить человеческие и временные ресурсы, — говорит Наталия Шаблинская. — В некоторых случаях с некоторыми поставщиками нам приходилось делать ручные заказы. Это, конечно, была технически совсем другая работа, которая требовала отвлечения от других процессов. Были некоторые нюансы, связанные с неисполнением режима работы, когда магазины приходилось закрывать по обстоятельствам в определенных локациях. Какую-то часть прибыли торговля, безусловно, недобрала. Но я не считаю, что это трудности той величины, о которых сегодня стоит переживать в первую очередь.

В интернет-гипермаркете 21vek рассказывали, что количество заказов в онлайн в то время резко упало, но у них все еще «есть телефон».

— Мы обрабатывали заказы по мере их поступления. И активность, и интенсивность работы, конечно же, резко упала. Но работа продолжалась как получается. Все, что к нам поступало, мы обрабатывали. Да, заказов в онлайне резко стало меньше, это очевидно.

На вопрос, как курьеры работали без навигатора, ответили следующее:

—  В принципе, у нас справлялся VPN и интернет работал, где-то какими-то более аналоговыми методами.

Также от отсутствия интернета пострадали компании, работающие в доставке:

— Наша компания была полностью парализована в период отключения интернета в Беларуси. Наш сервис является полностью автоматизированным, чтобы работать эффективно и максимально снижать риски человеческого фактора. Каждый этап доставки происходит при помощи расчета специальными алгоритмами, которые напрямую зависят от подключения к интернету. Мы не смогли обеспечить своих клиентов нашими услугами. Также на этот период были лишены работы более 200 человек.

Офисные работники: «По сравнению с этим пандемия — это сказка»

Владелец студии интерьерной печати Андрей объясняет, что для них весь источник клиентов и трафика — это интернет.

— Это Google, «Яндекс», соцсети, соответственно, там идет реклама. Если обычно у нас, условно говоря, 2000 переходов в день, то во время отключения интернета — по 100 или 50 в день. Соответственно, если обычно может быть по 60 заказов в день, то тогда один — это неплохо. Но кроме этого, у нас такая специфика бизнеса, что мы делаем картины, фотообои, печатаем на разных поверхностях, и клиентам надо загружать фотографию. Даже если они оформляли заказ, оставляли заявку, то они просто не могли загрузить фотографию через сайт. Соответственно, этот заказ мы тоже не могли выполнить, — рассказывает Андрей. — Кроме того, у нас куча сервисов, которыми мы пользуемся, такие как amoCRM (программа для анализа продаж. — Прим. TUT.BY), IP-телефония и прочее, и прочее, это все легло. Кроме клиентов еще и работа офисов вставала. По сравнению с этим пандемия — это была сказка.

Креативный директор рекламного агентства «Молоко» Денис Мисюля говорит, что компания в понедельник и вторник фактически не работала. Сотрудники смогли «закрыть пару задач», некоторые контракты агентство приостановило по собственной инициативе, потому что не смогло бы выполнить их на должном уровне.

— Предупредили клиентов, что будут смещения по срокам сдачи проектов. Остановили все рекламные кампании. Со стороны клиентов были обращения в агентство, их менеджеры обрабатывали в стандартном режиме. Усугублено все «удаленкой». Некоторые сотрудники не сразу смогли вернуться в Минск, после того как голосовали в своих городах. Сейчас начинаем как-то все реанимировать, — рассказывает Денис Мисюля.

По его словам, убытки, которые из-за этого понесла компания, пока не просчитаны.

— Мы частная компания, и все сотрудники понимают, что только от нас самих зависит, сколько денег мы можем заработать. Я думаю, что мы в течение месяца будем наверстывать. Если не случится никаких новых отключений, то я не исключаю, что наши финансовые показатели будут стабильными и мы будем выполнять все обязательства перед поставщиками в полном объеме. Но для частной компании важен каждый день. Если такая ситуация будет повторяться, не исключено, что придется принимать меры, возможно, пересматривать штат сотрудников, — констатирует Денис Мисюля.

Еще в одном рекламном агентстве говорят, что подозревали о таком развитии событий и «настоятельно просили сотрудников подготовиться к такой ситуации».

— Настроить все, что можно настроить, скачать файлы нужные и договориться со всеми заранее. Но влияет на нас очень плохо эта ситуация, часть людей, возможно, перевезем в Киев, чтобы вернуть все процессы в правильное русло, — говорят в компании.

Владелец дизайн-студии Игорь говорит, что у них вся работа тоже завязана на интернет.

— Мы занимаемся дизайном интерьера, и весь моделинг у нас скачивается из интернета из свободных источников. Эти три дня мы не делали ничего: дизайнеры сидели дома, что-то моделировали, работа на 30%. Для нас эти дни дорого стоили. Мы вели консультации наших клиентов относительно текущих работ, но это человек не по Viber делает, как всегда, а просто позвонил по мобильному телефону, получил консультацию. Как дальше ему работать, как дальше двигаться? Такие услуги мы оказывали, но с этого ничего практически не зарабатывали.

«Единовременно потеряли связь с пятьюстами учениками»

Фитнес-тренер и нутрициолог Василиса живет в Полоцке. Четыре года назад она начала заниматься онлайн-проектом PokaBoka — для тех, кто хочет правильно питаться, заняться спортом и наконец-то похудеть. Правильное меню, ежедневные онлайн-тренировки, полезные статьи и поддержка в viber-чате обходится участникам в среднем в 120 рублей за пять недель. Проект популярный, причем далеко за пределами родного города — есть клиенты из России, Украины, США, Канады и даже Китая. Вся коммуникация — через интернет, коронавирус подвиг перенести в онлайн даже традиционные тренировки в зале.

К 9 августа — в тот день, когда в Беларуси начались проблемы с доступом к мессенджерам и сайтам — у Василисы в «Боках» занимались 500 человек: каждый с утра ждал видеотренировку, в течение дня скрупулезно заносил калории в приложение, а вечером отправлял отчет и получал комментарии от кураторов.

В Полоцке ходили слухи о том, что «в Беларуси на выборы могут отключить интернет». Но все это казалось слишком невероятным:

— Поэтому мы не готовились, не качали «шпионские» программы — и в итоге единовременно потеряли связь со всеми пятьюстами участниками, — рассказывает Василиса. — Люди не смогли скачать тренировку, посмотреть свой рацион питания, хотя за это заплатили деньги. Хорошо, что одна из сотрудниц нашего проекта живет в России. Она единственная имела доступ к viber и ввела в курс дела иностранных участников. В чатах тревожились. Если белорусы хотя бы примерно понимали, что происходит, то иностранцы попросту решили, что мы их бросили — новостей о том, что в Беларуси блокируют интернет, у них не было.

Василисе в тот день оборвали телефон. Звонков было больше сотни, люди не понимали, что происходит. Но через пару часов стало ясно: без интернета остались более-менее все. Счастливчики, которые успели скачать себе VPN-приложения, по Bluetooth делились с другими участниками. Тренировались по памяти, а все съеденное учитывали «дедовским методом»: записывали на листочки в ожидании интернета — приложения по подсчету калорий, к слову, тоже не работали.

— Сейчас, когда связь наладилась, могу сказать, что 80% наших клиентов были без доступа к Сети. Хорошо, что у нас все ответственные: за три дня без поддержки никто не сорвался. Но видно, что настроение у участников из-за событий в стране все равно подавленное. Люди храбрятся, но внутри пусто и больно. Верим, что физическая нагрузка помогает справиться со стрессом ментальным. Лучше всего давать выход эмоциям на тренировке.

Для своего бизнеса Василиса решила, что время без интернета посчитает как «заморозку» проекта: все курсы бесплатно продлятся на четыре дня. Это предполагает для нее дополнительные финансовые затраты, — девушка подсчитала, что убытков как минимум на 1,5 тысячи рублей.

— Люди нервничают, что интернет снова могут отключить. В таком случае мы снова «заморозим» проект: VPN, прокси — мы не привыкли работать в таких условиях. Клиенты должны получать своевременную помощь, ответы на вопросы, а мы не можем их предоставить — за что тогда берем деньги? Будет «заморозка» и бесконечное продление. Потому что люди тут ни при чем. Что тут еще добавишь? Наша страна нас закаляет и «помогает» совершенствовать навыки выживания.

Последнее в рубрике