Маски сняты? Почему скрытых инвестиций и личных льгот инвесторам в Беларуси станет меньше
05.11.2020
Леонид Фридкин, Office life

Маски сняты? Почему скрытых инвестиций и личных льгот инвесторам в Беларуси станет меньше

Беларусь решила поучаствовать в самом масштабном проекте всеобщей борьбы с уклонением от уплаты налогов за всю мировую историю.

Постановлением Совмина от 12.10.2020 г. № 590 дан старт присоединению к Глобальному форуму по налоговой прозрачности и обмену информацией по налоговым вопросам и Инклюзивной группе по имплементации Плана действий по вопросу противодействия размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения.

Постановление № 590 появилось в один день с проведением совещания о развитии налоговой системы. Случайно ли такое совпадение?

План BEPS (Base Erosion and Profit Shifting — Размывание налоговой базы и вывод доходов из-под налогообложения) был разработан в 2012 году в рамках ОЭСР при активной поддержке стран G20. Проект предусматривает международное сотрудничество в борьбе со схемами уклонения от налогов и разработку комплекса рекомендаций для властей всех стран для имплементации в национальное законодательство стран. План BEPS состоит из 15 пунктов. В каждом из них подробно описывается отдельная налоговая проблема и предлагаются пути ее решения, которые могут имплементироваться в законодательство стран и международные договоры между ними. По сути, речь идет о кардинальном изменении правил налогообложения, с тем чтобы ликвидировать лазейки, позволяющие уклоняться от налогов. Прежде всего, речь идет об «агрессивных схемах налогового планирования», используемых компаниями для вывода доходов из стран, где они получены, в страны с низким или нулевым налогообложением.

По инициативе ОЭСР любые страны могут вступить в Инклюзивную группу по имплементации Плана BEPS, то есть присоединиться к его реализации. В настоящее время в группу входит около 130 стран, включая Россию и Казахстан.

Участники группы обязуются следовать «минимальному стандарту», который включает в себя четыре пункта плана BEPS: противодействие вредоносным налоговым практикам, предотвращение злоупотребления налоговыми соглашениями, страновые отчеты и урегулирование споров.

Власти разных стран внедряют рекомендации плана BEPS по различным причинам. Одни — чтобы улучшить сбор налогов в свои бюджеты, другие — чтобы избежать давления развитых стран, пытающихся остановить отток денег в зоны с низкими налогами. В любом случае уничтожается возможность использования многих схем минимизации налогов и вывода капитала: они теряют свою эффективность, а то и вовсе становятся незаконными. В условиях значительного повышения степени прозрачности налоговым и правоохранительным органам гораздо проще выявлять и разоблачать такие схемы. Кроме того, в рамках реализации Многосторонней конвенции по выполнению налоговых соглашений (MLI) вносятся изменения в более чем 1200 двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения. В частности, в этом году Россия изменила свои соглашения с Кипром, Мальтой и Нидерландами в части налогообложения дивидендов и процентов.

Многостороннее соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией (AEOI). Соглашение AEOI и общий стандарт автоматизированного обмена финансовой информацией (CRS) позволяют налоговым органам стран-участниц в автоматическом режиме получать информацию об иностранных финансовых счетах, владельцами которых прямо или косвенно (через промежуточные компании) являются граждане этих стран. В обмене участвует около 100 юрисдикций. Между ними установлено около 8 тыс. двусторонних отношений по обмену информацией. При этом национальные налоговые органы получают необходимые сведения из более чем 130 стран, включая все страны ОЭСР и G20, все международные финансовые центры и многие развивающиеся страны.

Для координации усилий по борьбе с уклонением от налогов в 2000 г. ОЭСР учредила Глобальный форум по транспарентности и обмену налоговой информацией. В настоящее время он объединяет 161 стран, включая Азербайджан, Армению Грузию, Молдову, Казахстан, Россию и Украину. Члены форума обязуются внедрять стандарты прозрачности и обмена информацией и ранжируются по уровню открытости и налоговой подотчетности, получая т. н. «зеленые», «желтые» и «красные» карточки. Приходится также платить взносы. Для стран с ВВП, превышающим 35 млрд долларов, он рассчитывается по специальной шкале, а для остальных устанавливается фиксированная сумма. Кстати, постановлением № 590 предусматривается уплата таких взносов за счет республиканского бюджета. Полагаю, что эти расходы окупятся довольно быстро — за счет повышения собираемости налогов.

Среди прочего, форум проводит проверки стран на соответствие требованиям по конфиденциальности и защите данных. Это необходимое условие присоединения к системе автоматического обмена информацией в рамках Единого стандарта отчетности (CRS). Речь идет не столько о разовых утечках информации или должностных злоупотреблениях, сколько о надежности и защищенности используемых IT-систем. Кроме того, ряд стран, например, Швейцария, подписывает соглашения только с теми государствами, чьи национальное законодательство и правоприменение отвечают требованиям Европейской конвенции по правам человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, а также где обеспечивается справедливое судопроизводство. Здесь у нас могут возникнуть кое-какие затруднения — особенно если в поле зрения потенциальных партнеров по обмену попадут некоторые резонансные экономические дела с заказной или политической подоплекой. Впрочем, если они касаются только местных бизнесменов и не затрагивают интересы транснациональных корпораций, возможно, все сойдет гладко.

В МНС еще в 2016 году обещали, что когда-нибудь наша страна тоже присоединится к плану BEPS и AEOI. С тех пор в белорусском законодательстве успели появиться некоторые пункты плана: контроль трансфертного ценообразования, правила «тонкой капитализации», принцип «основной цели» (знаменитый пункт 4 статьи 33 НК). Если к ним добавятся правила налогообложения контролируемых иностранных компаний, автоматический обмен налоговой информацией с другими странами, в том числе с классическими офшорами, применять какие-либо схемы ухода от налогов будет гораздо труднее и опаснее.

Присоединение Беларуси к механизмам BEPS неизбежно поспособствует унификации нашего законодательства с Россией, где курс на деофшоризацию — одно из ключевых направлений налогово-бюджетной политики. Возможно, именно этот фактор и стал основным толчком для принятия постановления № 590 именно сейчас. С одной стороны, государство и само должно быть заинтересовано в приобщении к последним мировым достижениям в фискальной сфере. А потому в новом налоговом кодексе, который планируется разработать, скорее всего, появятся нормы, основанные на рекомендациях ОЭСР. Но, с другой стороны, как отечественные бизнесмены, так и их зарубежные партнеры лишатся возможности извлекать выгоду из различий в налоговом законодательстве Беларуси и других стран. В частности, зарубежных регуляторов могут заинтересовать белорусские инвестиции некоторых компаний, а также эксклюзивные льготы, которыми они пользуются в нашей стране.

Последнее в рубрике