Лукашенко заявил, что часть его полномочий надо передать Всебелорусскому собранию. Хорошая идея?
09.12.2020
Елена Толкачева, TUT.BY, фото: Пресс-служба президента

Лукашенко заявил, что часть его полномочий надо передать Всебелорусскому собранию. Хорошая идея?

Александр Лукашенко заявил, что Всебелорусское народное собрание надо сделать конституционным органом. При этом он предложил передать собранию некоторые обязанности от президента. Но почему их нельзя передать правительству и парламенту?

— Если мы снимаем некоторые обязанности с президента, их же надо куда-то передавать. В правительство и парламент эти полномочия не годятся. Куда их передвигать? Надо искать такой орган. А у нас есть Всебелорусское народное собрание. Поэтому некоторые полномочия придется передать, — заявил Лукашенко.

«Суть игры Лукашенко в том, чтобы занимать и президентский пост, и пост главы Президиума Всебелорусского собрания»

Директор по исследованиям Центра EAST Андрей Елисеев считает, что Лукашенко разыграет следующий сценарий: Всебелорусское народное собрание (аналог съезда КПСС) прописывается в Конституции как орган, определяющий основные направления внутренней и внешней политики, а его Президиум (аналог Политбюро ЦК КПСС) — как руководящий государственный орган в период между съездами. Тогда Лукашенко, соответственно, становится главой Президиума.

— Все это несет большие риски для демократии и законности в Беларуси по той простой причине, что Лукашенко тем самым получает еще один бесконтрольный конституционный статус. К тому же Всебелорусскому собранию могут дать право внесения изменений в Конституцию в обход референдума, и тогда в любой момент (вне)очередной «съезд КПСС» сможет принимать любые беспредельные правки в Основной закон, — написал Елисеев у себя в Facebook.

Суть всей этой игры Лукашенко в том, считает эксперт, чтобы при хорошем варианте он продолжил занимать и президентский пост, и пост главы Президиума Всебелорусского собрания, а при плохом — формально передать президентскую должность с усеченными полномочиями человеку своей команды (например, тому же премьер-министру Головченко) с сохранением за собой нового влиятельного конституционного статуса.

— Плохой вариант будет задействован в случае сильного давления Кремля или нового витка оппозиционной мобилизации, с тем чтобы всех надурить и якобы уйти, но остаться. Всю эту имитацию демократических преобразований целиком поддерживает деятель Воскресенский, — отмечает Елисеев.

«Будет раз в пять лет черпать легитимность из дружного голосования специально отобранных представителей народа»

Политолог Юрий Чаусов считает, что идея Лукашенко состоит не в том, чтобы возглавить Всебелорусское народное собрание, а в том, чтобы просто более фиктивному органу, который реже собирается и более контролируемый, дать более «существенные полномочия».

— Это собрание будет заменять в системе власти народ, потому что на выборах народ может всякие неприятные штуки выкидывать, там же процесс все равно в конце концов упирается в то, что в кабине для голосования люди ставят крестик. А тут — никакой демократии, кроме прямой.

— То есть выборы можно отменять?

— Ну выбирать президента Всенародным собранием, членов которого сам президент и определяет, — вполне себе годный вариант. Тут можно разное предполагать, но суть в том, чтобы изменить Конституцию так, чтобы она поменьше мешала — в этом направлении, как мне кажется, движется мысль тех, кто профессионально угадывает желания султана. То есть режим переходит в султанизм, — объясняет Чаусов.

Султанизм — это политический режим неограниченной личной власти в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки (Гаити, Ирак, Заир, Филиппины).

Признаки султанизма:

1. В султанистском режиме личное тесно переплетается с общественным, просматривается сильная тенденция к семейной династической власти и преемственности. Султаны по своему усмотрению казнят или милуют, приближают или отстраняют от себя подчиненных. Все индивиды, их группы или институты в любой момент могут стать объектами непредсказуемого деспотического вмешательства.

2. Нет различий между государственной службой и служением правителю, успехи должностных лиц зависят от личных отношений с султаном.

3. Отсутствует сколь-нибудь рациональная идеология, а султан абсолютно свободен в своих действиях и не ограничен ни законом, ни моралью, ни традицией.

4. Нет и не может быть места для оппозиции или плюрализма.

Отличие от тоталитаризма — отсутствие государственной идеологии и жесткое ограничение участия населения в политике.

Отличие от авторитаризма — султанизм не признает политических институтов и структур со своими функциями и полномочиями.

— В такой системе власти у личного охранника диктатора больше, чем у руководителя спецслужб, но в Беларуси записать это формально — смелости не хватит, поэтому надо изменить Конституцию так, чтобы она меньше мешала реальному политическому процессу. В том числе наделяя «полномочиями» орган, который этими полномочиями пользоваться не в состоянии, — говорит Чаусов.

Какое место определил себе во Всебелорусском народном собрании Александр Лукашенко с юридической точки зрения, политолог предположить не берется.

— Юридически это и не столь важно, а реально он может быть выступающим от имени народа перед народом. Ну то есть как раньше: есть народ — и есть его жрец, носитель этой народной легитимности. Нынче «народная любовь» сломалась — ну вот Лукашенко и хочет заменить народ этим эрзацем. Будет раз в пять лет черпать легитимность из дружного голосования специально отобранных представителей народа. Инакомыслие там будут Воскресенский с Гайдукевичем изображать, но уже без ненужной волокиты с выборами, ЦИКом и всякими этими надоедливыми наблюдателями, — считает Юрий Чаусов.

Вероятно, одно из весомых полномочий, которое передадут Всебелорусскому народному собранию от парламента, — возможность объявить импичмент президенту.

Последнее в рубрике