Лукашенко грозится перенаправить удобрения в порт Мурманска. Получится ли?
10.08.2021
Еврорадио, фото: Delfi

Лукашенко грозится перенаправить удобрения в порт Мурманска. Получится ли?

Литва на фоне миграционного кризиса предупредила о возможной полной остановке транзита белорусских удобрений. Секторальные санкции, принятые в июне, в этом вопросе достаточно мягки, но теперь есть серьезная вероятность «закрыть дырки» в санкционных документах.

— Слушайте, мы поставим эти объемы, в Мурманске загрузим, — высказался 9 августа во время «Большого разговора» Александр Лукашенко. — Это не вопрос, и по Северному морскому пути кратчайшим путём поставим в Китай — это наш основной рынок — и в Индию, юго-восток. Пожалуйста, стреляйте в голову.

Судя по всему, Лукашенко дезинформировали: всерьез перенаправить белорусские удобрения через Мурманск вряд ли получится.

Так, в 2020-м агентство Argus приводило любопытные цифры: через все российские порты идёт только 64% производимых в России удобрений. Сами россияне вынуждены пользоваться портами Эстонии, Финляндии, Латвии и Литвы.

Среди российских портов максимум на себя берут Санкт-Петербург и Усть-Луга — 9,8 и 2,8 миллиона тонн в год соответственно. Через Мурманск, по данным агентства, проходило 1,16 миллиона тонн ежегодно. И не потому, что не хотят, а потому, что нет возможности увеличивать отгрузку.

Годовой же экспорт калийных удобрений из Беларуси составляет около 10 миллионов тонн. Прямо сейчас в том же Мурманске возможно в год переваливать около 1,2 миллиона тонн.

При этом в городе реализуется новый проект, но даже после его реализации годовая мощность может вырасти только до 4 миллионов тонн. Но и эти объёмы Беларуси вряд ли достанутся, ведь российских мощностей не хватает даже местным производителям удобрений — тем же «Уралхиму» и «Еврохиму».

Дорога через Клайпеду

Основное «окно в мир» для белорусских удобрений сегодня — порт Клайпеды. Прибыль от этого получает и Литовская железная дорога, и терминал Birių krovinių termi в Клайпеде.

Железная дорога принадлежит государству, а вот 30% акций терминала принадлежат тому же «Беларуськалию». Фактически он и сам зарабатывает на работе этого терминала.

Точно так же через порты Балтии раньше направлялись белорусские нефтепродукты. Сейчас они направлены в российскую Усть-Лугу — и для нефтепродуктов мощностей там вполне хватает, в отличие от удобрений.

Последнее в рубрике