Лаврухин: Мы получим не систему образования, а цирк, который переезжает из одной политической конъюнктуры в другую
02.09.2021
Фото: Pixabay.com

Лаврухин: Мы получим не систему образования, а цирк, который переезжает из одной политической конъюнктуры в другую

Белорусы решили остановить деградацию образования. Как?

Накануне нового учебного года Свободный профсоюз Беларуси призвал остановить деградацию белорусского образования и предложил гражданам страны участвовать в обсуждениях нового проекта Кодекса об образовании, который может быть принят в течение следующих трёх месяцев. Совместно с независимыми экспертами профсоюз начал кампанию «Реформируем систему образования вместе!».

— Если образовательные учреждения останутся без автономии, позволяющей самостоятельно развивать свою стратегию, политические игроки смогут использовать их в своих конъюнктурных целях, и мы получим не систему образования, а цирк, который переезжает из одной политической конъюнктуры в другую, — замечает философ, преподаватель и аналитик Андрей Лаврухин.

В беседе с Еврорадио Андрей Лаврухин рассказывает, что это за кампания, как к ней присоединиться и какие образовательные проблемы нужно решать в первую очередь.

— Инициатива появилась давно: Общественный Болонский комитет неоднократно призывал к реформам, также вопрос на разных уровнях поднимала команда Владимира Мацкевича.

Сейчас получилась такая констелляция, когда эти призывы могут дойти до главных участников системы образования: студентов, родителей, работодателей, преподавателей и, возможно, даже до администрации, у которой еще есть ум и совесть.

Мы видим, какой недобор сегодня в белорусских вузах. До этого наблюдали за тем, как школа отреагировала на пандемию: она была полностью неподготовлена к переходу на дистанционный формат обучения. Также есть результаты исследования, где отмечено, что многие ученики не справляются с креативными заданиями во время тестов.

Еще я бы упомянул вопросы морального облика и социальной ответственности наших учителей, которые встали во весь рост именно после президентских выборов 2020 года. Очень много учителей фальсифицировали выборы, и даже когда были пойманы за руку, не признавались, а бежали от этого, прятались, словно можно от этого куда-то спрятаться.

Вот эти все вопросы стали актуальными и, главное, очевидными именно сейчас. Таким образом, у нас появилась мотивация, чтобы все же обратиться к этим проблемам и найти из них какой-то выход — сценарии реформ, которые можно будет применить к этой ситуации.

— Какую проблему, на ваш взгляд, нужно решить в первую очередь?

— Первая проблема, лежащая на поверхности, — политическая инструментализация системы образования. Это значит, что образовательные учреждения и все люди, которые там работают, используются политическими властями в качестве инструмента для достижения конъюнктурных политических целей. Если Кодекс об образовании, который сейчас собираются принять, будет утверждён в тех версиях, которые предлагаются, то этот процесс примет легитимный характер.

Цели могут меняться: например, сегодня нужно, чтобы проголосовали, завтра — чтобы пошли на какой-то митинг, и так далее.

Если мы не решим эту проблему, остальные решать будет, безусловно, трудно.

Есть и другие вопросы, с которыми согласны даже власти. Например, что делать с трудоустройством выпускников вузов? Проблема не решается из-за рассогласования рынка образования и рынка труда.

И единственный инструмент, которым сегодня пытаются ее решить в государстве, это принудительное распределение выпускников. Но так проблема становится только сильнее. Наибольшее распределение сегодня касается тех отраслей экономики, где самый большой кадровый голод. Люди бегут с предприятий, где нет хороших зарплат и перспектив для развития.

—В течение ближайших месяцев инициаторы кампании планируют принимать —предложения от работников образования, других граждан страны и детально обсуждать каждую тему. Расскажите, как это будет происходить?

—Во-первых, все наши предложения есть на сайте реформ. Там описываются проблемы, которые нужно решать, и для большего понимания приводятся аргументы. Мы предлагаем ряд шагов решения, а также — правки в Кодекс об образовании, чтобы придать этим шагам юридическую силу и совершать реформы. Там же есть контакты для обратной связи: можно как-то отреагировать на наши предложения.

Во-вторых, мы планируем проводить мини-конференции в зуме или стримом. Желающие смогут принять участие: критиковать или задавать какую-то свою повестку. Мы открыты к диалогу. Главная цель — повышать наш уровень понимания сути проблем.

Это нужно, чтобы мы стали более компетентными и понимали возможные последствия, если реформ не будет. А также — чтобы видеть, когда кто-то выдает пропаганду за реформы.

— Как реагируют люди на вашу инициативу?

— Есть запрос на решение ряда проблем, но каждая из них сформулирована по-своему, и у людей порой нет целостного осмысления того, что это за проблема. Тем временем ряд этих проблем имеет системные корни и, видимо, системные ответы. В этом и разбираемся.

— Вот вы соберете вопросы, предложения, напишете, возможно, обсудите еще раз. Что будете делать дальше?  

— Мы смотрим на ситуацию, которая сейчас складывается. Через три месяца предлагается принять новую редакцию Кодекса об образовании. Мы планировали прислать наши предложения по Кодексу парламенту.

Можно ли надеяться, что власти отреагируют конструктивно на наши предложения, вопрос спорный. В сетях уже много критики, мол, мы пытаемся вести диалог с теми, с кем невозможно, и в принципе — с теми, кто к диалогу не способен и не имеет никаких моральных прав, чтобы его вести. Тем не менее все политические вопросы решаются тремя путями: революция, восстание или реформы.

Революции, на мой взгляд, у нас не получилось. Восстание — было, но оно привело к тому, в чем мы сейчас находимся. Поэтому в актуальной ситуации остается только один путь — и это реформы. Реформы всегда были и будут компромиссом, поэтому, как бы мы сейчас ни были настроены, мы должны что-то делать.

Когда мы предлагаем какие-то реформы, нужно прежде всего найти понимание сути проблем, взаимопонимание между нами всеми. Это станет гарантом, что, когда придет время реформ, возможно, в более благоприятный политический период, мы будем к этому готовы.

Если будем неподготовлены и начнем спорить, опять потеряем время: окошко закроется и мы снова будем впадать в безосновательные жалобы. На этом время реформ, возможно, закончится.

—Что вы могли бы пожелать всем, кто работает в системе образования Беларуси, а также — тем, кто его получает.

— Я бы пожелал, чтобы все занимались образованием. Несмотря на все испытания — не теряли наслаждения от знаний, наслаждения от образовательного процесса. Если мир не расширяется благодаря образовательному процессу, значит, что-то не так.

Последнее в рубрике