Каких внешних шоков опасаются белорусские власти
08.01.2020
Геннадий Косарев, Завтра твоей страны

Каких внешних шоков опасаются белорусские власти

Удастся ли новоназначенному министру экономики Александру Червякову выполнить поставленные задачи?

Перед Минэкономики поставлено несколько ключевых задач: работа с кадрами, повышение качества работы госсектора и борьба с внешними шоками.

По словам доктора экономических наук профессора Бориса Желибы, что касается внешних шоков, то основной начался с первых дней года, когда Россия прекратила поставки нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы.

– Нет контрактов, но правительство и «Белнефтехим» думали, что по инерции поставки нефти продолжатся, либо как-то договорятся, как договорились по газу на два месяца – опять же по инерции.

Второй шок, более обширный – это глубокая интеграция с Россией и как ей противостоять, чтобы сохранить государственный суверенитет, а здесь экономическая линия основная. То, что нам отказали в поставках нефти и не могут договориться о цене на энергоресурсы – это желание России поставить белорусскую экономику на колени, а по нефти – оставить Беларусь без моторного топлива, потому что ни на какие уступки Россия не идет.

Нам нужно срочно икать альтернативные источники, а как это сделать быстро – большой вопрос. Это тоже ложится на плечи правительства, в том числе и на министерство экономики. Вот это более глобальный шок. Нам этот год будет трудно без российской финансовой поддержки, и надо будет искать совершенно нестандартные варианты в экономическом развитии.

Можно найти еще много проблем, к примеру, с экспортом (не выполняем запланированных объемов). Или стагнация, рост ВВП в один с небольшим процент – это статистическая погрешность, проблема, которую тоже надо преодолеть.

– Существуют ли какие-то альтернативы России?

– Эти альтернативы надо было искать уже давно. Наверное, в глубине души и сам президент это уже понимает. В конце концов, есть известная формула: только треть, а не половину, как сейчас, нашего экспорта – а мы экспортоориентированная страна – отдавать на Россию. А еще треть отдавать на Евросоюз, на Европу (сегодня туда идет чуть больше 20% нашего экспорта), и еще треть – на страны дальней дуги. Формула известная и правильная, а вот перейти на нее никак не получается из-за отсутствия реформ. 

– Еще одной задачей, поставленной перед новым министром, является повышение качества работы госсектора. Может ли государственный сектор в принципе быть эффективным?

– В принципе, может. Госсектор есть и в развитых странах, в развитых экономиках, где он работает достаточно эффективно и успешно конкурирует с частным сектором. Наши кредиторы, в частности, МВФ уже не настаивают на приватизации крупных предприятий, которая у нас застопорилась, а говорят просто о перестройке корпоративного управления.

То есть, речь идет о набивших оскомину реформах корпоративного управления госпредприятиями. О том, чего мы не хотим делать. Мы не идем пошагово по той дорожной карте, которую разработал Всемирный банк. Поэтому никак не можем получить дешевый кредит МВФ, который нам сегодня особенно нужен.

– Готово ли белорусское руководство в ситуации, которая уже сложилась, пойти на такие реформы? 

– Нет, в том числе и потому, что оно не хочет рисковать в канун президентских выборов.

– Чего может стоить Беларуси оттягивание реформ?

– Мы уже стали на грань потери государственного и политического суверенитета. Можем незаметно эту грань переступить и потерять государство Беларусь на карте Земного шара.

Последнее в рубрике