
Какие микроорганизмы живут в автобусах и метро
Воздух в общественном транспорте населен бактериями и спорами грибов. Но самым «грязным» местом оказались автобусные остановки.
Статью о невидимых пассажирах транспорта опубликовал журнал ВШЭ «Городские исследования и практики».
В воздухе транспорта всегда есть микроорганизмы. Они переносятся вместе с пылью — мельчайшими частицами почв и грунтов. Вместе с ней бактерии и споры грибов могут долго носиться в воздухе и не оседать.
Но в метро пыль удаляют: регулярно делают влажную уборку, и повторно в воздух грязь уже не поднимается.
В воздухе вагонов поездов метрополитена зимой в кубометре воздуха в среднем содержится 1230 колониеобразующих единиц (КОЕ), подсчитали почвоведы. Это количество не превышает норму (1500 и 2500 КОЕ/м3 для лета и зимы соответственно).
Салоны автобусов — намного грязнее. Их воздух вдвое богаче микроорганизмами по сравнению с вагонами метро — 2463 КОЕ/м3.
Но и это количество в пределах нормы. Автотранспорт играет роль защитного экрана: численность микроорганизмов внутри него в несколько раз ниже, чем в воздухе окружающей среды. Пассажир автобуса сталкивается с меньшим количеством микроорганизмов, чем пешеход, бредущий вдоль дороги.
С воздухом на платформах подземки и автобусных остановках ситуация намного сложнее. Для первых показатель, как выяснилось, 3882 КОЕ/м3. И это явно не образец чистоты. Но и эти данные, подчеркивают исследователи, не зашкаливают.
Зато автобусные остановки — вне конкуренции по численности микроорганизмов. Их показатель — 10328 КОЕ/м3, то есть вчетверо больше, чем в салоне автобуса.
Однако норматива для воздуха автобусных остановок нет (санитарно-микробиологический контроль проводится только в помещениях, а не на улицах). Но если бы эти цифры были, то остановки бы явно их превысили.
Повышенное содержание микроорганизмов в воздухе на автобусных остановках вполне логично, поясняют авторы исследования. Во-первых, там много грязи из-за «естественного пыления» соседних почв и грунтов. Во-вторых, движущийся транспорт тоже наносит пыль.
Как меряли?
Исследователи подсчитывали численность сапротрофных бактерий и спор мицелиальных грибов в транспорте. И те, и другие небезвредны для человека. Есть риски респираторных и аллергических заболеваний.
Пробы воздуха отбирались зимой 2017 года на четырех линиях метро и четырех автобусных маршрутах. Исследовалась среда поездов и платформ подземки, а также автотранспорта и его остановок. Число проб в общей сложности — 108. Учитывалась также температура воздуха, количество пассажиров в транспорте и длина маршрута.
Численность микроорганизмов в транспорте во многом определяется их количеством в воздухе окружающей среды, поясняют исследователи.
Второй эффект может быть связан с меньшим числом людей на единицу площади, а также с рассеиванием микрофлоры ветром. В исследованиях доказана обратная корреляция между содержанием патогенной микрофлоры и скоростью воздуха в городе.
Анализ «не выявил связей между содержанием микроорганизмов в воздухе транспортных средств и <...> температурой воздуха, количеством пассажиров в транспорте и длиной маршрута».
В России изучают грязь. Зачем?
Что делать, чтобы было чище?
Пыль и грязь во многом связаны с тем, как организовано городское пространство, обращают внимание исследователи. Если много пустых, не засаженных растениями почв, много строек и инженерных работ, то и пыли немало. А с ней — и микроорганизмов. Вот что советуют городским службам авторы исследования.
Чтобы почвы не разлетались вместе с ветром, их надо закреплять корнями растений. Нужно больше газонов, кустов и деревьев.
Состояние воздуха ухудшают и вытаптывание газонов, и парковка на них машин. Надо защищать газоны.
Наконец, если общественные зоны сформированы у трасс, нужно создавать защитные полосы из лиственных деревьев. Они снижают концентрацию пыли в воздухе.
Дороги стоит планировать так, чтобы частицы почвы «не выносились плоскостным смывом» на поверхность дорог и не поднимались в воздух транспортом.
Коронавирус и полеты: авиапассажиров ждут новые правила