Как за рубежом мотивируют учиться всю жизнь, и что надо менять в Беларуси
04.08.2021

Как за рубежом мотивируют учиться всю жизнь, и что надо менять в Беларуси

Если потратил деньги на обучение — заплатишь меньше налогов, а на время курсов дают оплачиваемый отпуск.

Для Беларуси и для многих других стран актуальна проблема территориального доступа. Но территориальный — не единственный фактор, «выбрасывающий» людей из системы, отмечает в интервью «Комсомольской правде в Белоруссии» глава Представительства Немецкой ассоциации народных университетов (DVV International) в Беларуси Галина Веремейчик.

— Например, люди с инвалидностью или люди с низким уровнем дохода, люди, работающие в таких областях, в которых считается, что не обязательно повышение квалификации. Но если мы исходим из категории права на образование, то у каждого оно должно быть, — говорит эксперт.

— Как с этим поступают в Германии?

— Чтобы людей уравнять в правах, в Германии используют различные инструменты. Например, тенденция последних лет — это виртуальные индивидуальные учебные счета, на которые каждый гражданин при определенных условиях имеет право получить ежегодно 500 евро для оплаты своего обучения. Он не получает эти деньги на руки, но может выбрать курс для обучения, который будет оплачен.

Еще один пример социальной справедливости — право на налоговый вычет: если человек потратил деньги на свое обучение, то имеет право заплатить меньше налогов. Это касается и неформального образования.

Кстати, в Германии есть и закон об учебном отпуске для образования взрослых. Это значит, что люди имеют право получить освобождение от работы с сохранением зарплаты от трех дней до недели для участия в образовательных мероприятиях. Но если у нас это только повышение квалификации, то в Германии можно получить освобождение от работы для участия в мероприятиях гражданского образования.

Сейчас, как подчеркивает эксперт, человеку нужно учиться часто и быстро, длинные курсы не очень добавляют привлекательности для участника.

— Нам нужны более гибкие, смешанные модели обучения, которые будут мобильны и удобны для участника в изменяющемся мире. Стимулирование развития таких систем — задача уровня государственной политики в образовании. К сожалению, сейчас эта задача не решается, хотя порой тему обсуждают, — отмечает Галина Веремейчик.

— Согласно исследованию, с 2012 по 2019 год количество работников, прошедших профессиональное обучение сократилось в 1,2 раза. С чем это может быть связано?

— Действительно есть такие статистические данные, но нет исследования причин. Поэтому я могу лишь выдвинуть гипотезу. По моему мнению, на сокращение числа обученных могли повлиять снижение количества занятых в экономике в целом и уменьшение финансирования (как бюджетных средств, так и средств, выделяемых работодателями).

— В Программе социально-экономического развития Беларуси поставлена цель до 2025 года повысить долю работников, прошедших профессиональное обучение по образовательным программам допообразования взрослых, до 10%. Это реально?

— Я сказала бы, что это похвально. Если мы этого достигнем, то приблизимся к уровню развитых европейских стран. В принципе, общий уровень образования в Беларуси тому благоприятствует. Но нужно сделать ряд стимулирующих шагов для участника и организаций. Для участника, например, создать дополнительную мотивацию — те же налоговые льготы. Для организаций упростить некоторые моменты. Но для этого нужно признать обучение общественно полезным. Насколько это реально, будет зависеть от предпринятых шагов. В целом, я считаю, что у белорусов очень большой потенциал.

— О каких трендах в дополнительном образовании для взрослых в Беларуси и мире можно говорить сегодня?

— В каждой профессиональной области есть свои тренды, но я скажу об общих тенденциях. Один из мировых трендов заключается в том, что потребитель становится более требовательным и не готов использовать только то, что ему предлагают, а сам более активно формулирует запрос. Также есть тенденция в увеличении количества программ неформального образования: именно неформальное образование дает гибкость и быстро реагирует на потребности. Неформальное образование дает возможность дополнить квалификации, полученные формальным путем. Когда национальная система образования состоит из этих двух компонентов, она более полноценна. Еще один важный тренд — отклик на ковид-ситуацию — важным стало сохранение здоровья. Также сегодня важно развитие навыков критического мышления, всем становится жизненно важно уметь фильтровать ситуацию и перерабатывать информацию.

Последнее в рубрике