Как улучшить бизнес-климат в Беларуси
02.10.2019

Как улучшить бизнес-климат в Беларуси

Рекомендации немецкого бизнеса белорусскому правительству.

Немецкая экономическая группа в Беларуси и основные объединения, представляющие бизнес Германии в Беларуси: Немецко-белорусский экономический клуб, Представительство немецкой экономики в Республике Беларусь и Восточный комитет германской экономики подготовил совместное исследование «Улучшение бизнес-климата – стимулирование частных инвестиций: Предложения немецких компаний, ведущих бизнес в Беларуси». В нем собрано 35 рекомендаций от действующих в стране немецких компаний, направленные на улучшение деловой среды и привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Вот основные из них.

Бюрократия

Как отмечают исследователи, возможно, самой проблематичной чертой деловой среды в Беларуси является тот факт, что компании не знают своих законных и конституционных прав в отношениях подчинения с государством и часто не могут реализовывать такие права перед лицом государства. Причиной, помимо прочих, является наличие различных процедур. Почти каждый государственный орган имеет свою структуру административных процедур – например, для выдачи разрешений или на случай интервенций. Как следствие, у большинства государственных органов существуют свои правила выполнения процедур, находящихся в их компетенции, а минимальные стандарты выполнения процедур отсутствуют. Это приводит к ситуации, когда общая картина существующих процедур сильно фрагментирована, что ведет к неопределенности и высоким рискам несоблюдения правовых требований компаниями в их взаимоотношениях с государством.

Представители немецкого бизнеса  рекомендуют разработку и принятие кодекса работы государственных органов, который будет четко определять минимальные стандарты для выполнения процедур (например, обязательное слушание вовлеченных сторон, правила, касающиеся заинтересованных лиц, участвующих в процедурах, права на получение информации из документов, относящихся к делу), а также унификацию процедур обжалования в отношениях подчинения в случае жалоб от компаний и физических лиц в отношении государства, с учетом таких передовых международных практик, как недавнее создание юридического органа в Казахстане Германским фондом международного правового сотрудничества. Дополнительно может быть принят Кодекс административных судебных процедур и создан отдельный орган. Это приведет к значительному улучшению правовой среды для компаний и улучшит инвестиционный и деловой климат в одной из наиболее важных сфер, где сейчас имеются недостатки.

База судебных решений

Как говорится в исследовании, в Беларуси отсутствует база данных судебных решений, за исключением ограниченной базы данных решений Верховного суда. Поэтому компании часто не могут или могут с трудом получить информацию о вопросах, связанных с трактовкой и применением юридических норм судами. Это усиливает неопределенность в правовой сфере и затрудняет процесс принятия решений компаниями, а также может приводить к ошибкам и непреднамеренному нарушению юридических норм и их трактовок, используемых судами.

Исследователи  рекомендуют создание электронной базы данных всех судебных решений, с функцией поиска, доступ в которую осуществлялся бы без затруднений. База должна включать в себя все судебные решения с полной аргументацией судей и должна быть анонимной в целях защиты частной информации вовлеченных сторон.

Переработка Трудового кодекса

В исследовании содержится предложение о реализации масштабной меры – безотлагательной комплексной переработке трудового кодекса, сохранившегося с советских времен, который не отвечает интересам ни компаний, ни сотрудников, а также три предложения, касающиеся процедур иммиграции и вопросов трудоустройства для иностранцев – темы, особенно важной для иностранных компаний и компаний, финансируемых с помощью ПИИ. Наем управленцев и ключевых сотрудников из-за рубежа может способствовать наращиванию производительности как компаний, так, в более долгосрочной перспективе, и всей страны.

Налоги

Бизнесмены также считают, что в Беларуси необходимо отменить отсрочку возмещения НДС при ввозе товаров. Ведь отсрочка возмещения НДС импортерам затрагивает многие компании, оказывает давление на их ликвидность, несмотря на то что Беларусь не сталкивается с серьезными проблемами по принудительной уплате НДС, которые бы потребовали таких жестких мер.

Аналогичным образом смягчение процедуры замораживания счетов в случае споров по поводу недоплаченных налогов позволило бы Беларуси в большей степени соответствовать международным стандартам взаимоотношений между компаниями и государством.

По мнению представителей немецкого бизнеса, следует принимать инвойсы для таможенной очистки товаров, что «ускорит таможенные процедуры и устранит общеизвестные препятствия в торговле».

Рекомендуется снизить количество случаев блокировки счетов во время налоговых споров и отменить «налогообложение нереализованной прибыли от курсовых разниц». «Упрощение налогообложения нереализованной прибыли позволит сохранить в среднесрочной перспективе налоговые доходы неизменными, упростит налоговые декларации и сделает кассовые потоки более предсказуемыми», — полагают исследователи.

Как немецкий капитал меняет экономику Беларуси

Последнее в рубрике