Как спасти сладкий бизнес, когда пандемия «откусила» хороший кусок
18.12.2020
Ольга Астапович, Фото из архива ПРООН

Как спасти сладкий бизнес, когда пандемия «откусила» хороший кусок

Почему не стоит забывать про заботу о покупателях даже в самое сложное время и каких сервисов для предпринимателей не хватает в маленьких городах, рассказывает владелица кондитерского магазина в Кричеве.

Чуть более трех лет назад Виктория Власова открыла «сладкую» точку в своем городе. Это место до сих пор выгодно отличается от других: здесь никогда не продавали алкоголь и табак, зато сладость можно купить практически любую. Если нужное лакомство не нашлось, стоит только попросить – в считанные дни оно появится в продаже.

Для души и по любви

Виктория шутит, что ее бизнес появился из-за большой любви к зефиру.

– Я думаю, что в каждой семье есть хотя бы один любитель зефира. А вообще зефир – это, пожалуй, самая безобидная и безопасная для здоровья сладость, – рассказывает Виктория, которая с таким прицелом и открывала магазин – порадовать тех, кто любит сладкое и следит за здоровьем.

Виктория говорит, что её магазин родился как дело для души, как приятное хобби. Начала заниматься им во время декретного отпуска. Правда, после окончания декретного основную работу не бросила. Сейчас предпринимательница продолжает трудиться электромехаником на железной дороге.

– Я – технарь, закончила Белорусский государственный университет транспорта, сразу после университета попала на железную дорогу в Кричев. Пока получается совмещать работу и бизнес, уходить только в торговлю не собираюсь. Не хочу окунаться целиком в мир «купи-продай», – рассказывает она.

Начинать было непросто, но интересно. Опыта не было, потому с многим разбиралась по ходу дела. Вспоминает, что примерно полгода ушло на то, чтобы наладить процессы, выстроить отношения с командой и подружиться с жителями города, которые начали заглядывать в магазин.

– Первые полгода я каждую неделю по выходным приходила и общалась с людьми, спрашивала, что им нравится, что они любят. Так я узнала, когда у нас больше всего покупателей, на что больший спрос, что жители города просят привезти, – вспоминает Виктория о том, как все начиналось. – Я уделяла много времени тому, чтобы узнать, как сделать наш магазин еще лучше. Мне кажется, что поэтому его и любят до сих пор – у нас много постоянных клиентов.

Спустя почти четыре года Виктория рекомендует другим женщинам не бояться начинать бизнес. Она считает, что, однажды преодолев нерешительность и страх, вполне реально «раскрутиться» до больших масштабов. Кроме того, нередко бизнес для женщины, живущей в небольшом городе или даже деревне, – это отличная возможность заниматься тем, что нравится, и быть финансово независимой, достойно обеспечивать себя. Предпринимательница добавляет: если опыта нет, но есть желание – просто начинайте с небольшого проекта.

Сама Виктория не упускает возможности улучшить свои навыки и познакомиться с другими активными женщинами города. Например, она активно участвует в образовательных мероприятиях, которые в ее регионе для предпринимательниц проводятся в рамках проектов Программы развития ООН.

– В центре работы ПРООН сейчас находится расширение экономических возможностей женщин Беларуси, укрепление их экономической независимости, что в перспективе снижает риск возникновения насилия дома и на работе, – отметчает заместитель Постоянного представителя ПРООН в Беларуси Армен Мартиросян. – Так, уже более тысячи женщин в Минске и регионах получили необходимые знания и навыки для развития собственного бизнеса, узнали о возможностях цифровых технологий, онлайн-маркетинга, познакомились с успешным бизнес-планированием и преимуществами дистанционной работы. Мы делаем обучение и обмен опытом доступными для женщин в регионах, создаем для этого площадка, рассказываем, как преодолеть трудности и адаптировать бизнес в условиях COVID-19.

Гибкость и забота

По наблюдениям Виктории, больше всего жители Кричева любят классику: ванильный, бело-розовый зефир и зефир в шоколаде. По душе горожанам пришлась линейка зефира без содержания сахара: завоевала сладость любовь тех, кто сахар не ест, например, из-за диабета или желания похудеть.

– Кроме того, что нам предлагает белорусская кондитерская фабрика – а магазин работает по отечественной франшизе – мы всегда ищем сопутствующие товары. Пробуем цукаты, сухофрукты, чаи, напитки, печенье – ищем то, что может понравиться людям, – рассказывает хозяйка магазина. – В этом году появилось мороженое – смотрим на реакцию клиентов. Привезли толочинские соки – такие в сетевых магазинах практически не найти, они напоминают советское детство.

Ассортимент в магазине меняют с оглядкой не только на вкусы, но и на сезон. Например, во время постов пополняют запасы постных сладостей, чтобы угодить большему числу клиентов. Команда магазина давно взяла за правило прислушиваться к каждому мнению, говорят, что готовы добавлять в ассортимент что-то новое, даже если всего один человек в городе об этом попросит.

1

В магазин приходят не только за сладостями, но и за советами. Фото из архива ПРООН

Виктория отмечает: именно так – методом проб и ошибок, разговоров и советов – они работают с людьми. И такой дружественный подход обычно нравится. К слову, именно поэтому обслуживают здесь по принципам традиционной торговли.

– Да, у нас нет самообслуживания. Мне не нравится подход, когда покупатель предоставлен сам себе. К нам идут не только за сладостями, но и за общением. Всегда подскажем и порекомендуем что-то, – признается собеседница. – Многое из того, что есть у нас, продается в других местах, но людям нравится возвращаться к нам. Оно и неудивительно: мы всегда помогаем, всегда открыты. Бывали даже случаи, мы подсказывали рецепты, как переработать в новое блюдо то, что не «зашло», не понравилось.

Однако, как и во многих сферах, пандемия кондитерский бизнес не обошла стороной. Хозяйка магазина отмечает, что в этом году сладостей стали покупать меньше. Нет, не разлюбили – снизилась покупательская способность горожан.

– Заметила, что раньше брали то, что вкуснее и полезнее по составу, теперь – что подешевле. Каждая семья ищет, на чем сэкономить, потому что кризис коснулся всех, – делится наблюдениями собеседница.

1

Фото из архива ПРООН

Поскольку на период коронавируса закрывать магазин не собирались, пришлось экстренно адаптироваться к ситуации. Практически сразу у продавцов появились антисептики и индивидуальные средства защиты – маски, перчатки.

– Все то же самое поставили для покупателей на входе – еще до того, как нам где-то «сверху» сказали так сделать. Я отлично помню, как в первую волну пандемии реагировали люди: если на входе человек видит, что стоит антисептик и одноразовые салфетки, сразу понимает, что здесь он в безопасности, насколько это может быть в нынешних эпидемиологических условиях. Каждые два часа делаем влажную уборку. У меня у самой «пунктик»: если в магазине или каком-то другом общественном месте пахнет хлоркой или дезинфицирующим средством, значит, о людях подумали, – о переменах во время пандемии рассказывает Виктория.

Для удобства в магазине появились дистанцирующие ленты, но, по словам предпринимательницы, вполне можно было бы обойтись без них. Жители города оказались ответственными и внимательными друг к другу: никогда не создают толпы, внутрь заходят не более чем по два человека, соблюдают дистанцию.

– Поначалу люди паниковали, конечно. Особенно пенсионеры. Многие открывали дверь и с порога кричали девчонкам, чтобы взвесили им зефира, прямо на улице тянули деньги. Людей старшего возраста мы понимаем, потому сами старались приспособиться, не отказывали и выносили сладости на улицу, – рассказывает про необычную клиенториентированность Виктория. – Это быстро прошло, теперь работаем в штатном режиме.

Новая форма со старым содержанием

Коронакризис снизил не только спрос на сладости, но и средний чек. Именно поэтому предпринимательница начала искать подсказки, помогающие поддержать бизнес в это непростое время, и обратилась за бизнес-консультациеями от Программы развития ООН в Беларуси, которые проводились при финансовой поддержке Посольства Великобритании в Минске.

– Первое, что порекомендовал нам специалист, – расширить ассортимент, посмотреть на сладости других производителей, а не только на то, что производит зефирная фабрика. Действительно это хороший способ развиваться, который мы использовали и раньше: за 3,5 года работы мы перепробовали весь ассортимент кондитерской продукции, что выпускают в Беларуси. Что-то оставили, что-то вывели из продажи, – рассказывает она.

Еще одна идея для развития – это создание фуд-букетов. Оказывается, букеты из сладостей Виктория училась делать давно, но никогда не воспринимала их как что-то, что позволит пережить кризис. А зря.

– В пандемию съедобные букеты оказались очень востребованы. Во-первых, это отличная альтернатива живым цветам, не только красивая, но и вкусная. За 30 рублей можно составить отличный подарок. Во-вторых, этот вариант позволяет делать сюрпризы даже в период самоизоляции. Например, директор одного предприятия оказалась в больнице с COVID-19, но на День матери очень хотела красиво поздравить сотрудниц – мы оформили и доставили угощение.

Сладкие букеты оказались находкой для многих праздников – именно на праздники приходится пик продаж красиво оформленных сладостей. Виктория рада, что для жителей Кричева это стало доступной услугой.

Другие рекомендации от ПРООН Виктория рассматривает как то, что можно реализовать в ближайшей перспективе. Например, для увеличения доходности бизнеса можно начать проведение семейных мастер-классов.

– Эту идею я приберегла до момента, когда получится поменять помещение на более удобное и проходное. Мы уже обратились в исполком за помощью, хотим либо арендовать, либо построиться. Пока в нашем городе есть сложности с торговыми площадями, а ведь расположение магазина для продвижения продукции и наших услуг играет огромную роль, – делится Виктория.

Предпринимательница говорит, что со многими проблемами справляться научилась сама, поняла, где искать помощь в случае необходимости. Однако была бы рада, если в таких небольших городах – таких, как Кричев, чаще проходили поддерживающие мероприятия для бизнеса.

– Нужно постоянно отслеживать законодательные изменения, знать налоговые нюансы, незнание не освобождает от ответственности. Для малого бизнеса самостоятельно разобраться во всем этом бывает некогда, я, например, все делаю сама. Если не получается справиться, ищу онлайн-поддержку или обращаюсь к более опытным коллегам. Да, в Минске проводят платные семинары, но ехать туда из Кричева далеко. Хотелось бы, чтобы центры предпринимательства делали что-то похожее и для нас на местах. Ведь Минск – это не вся Беларусь, а мы хотим хорошо жить и работать у себя в регионе, – резюмирует героиня.

«Веду занятие, а котик смотрит в камеру». Как педагог отвоёвывает свою школу у пандемии

Последнее в рубрике