Как санкции против Беларуси могут ударить по литовскому бизнесу
21.06.2021

Как санкции против Беларуси могут ударить по литовскому бизнесу

21 июня будет принято окончательное решение по четвертому пакету санкций ЕС против Беларуси. Если в него войдут секторальные санкции, которые затронут экспорт из Беларуси калийных удобрений, нефтепродуктов, химических товаров, древесины и цемента, потери Беларуси составят от 15% до 20% ВВП, считает экономист Ярослав Романчук. Самыми ощутимыми для белорусской экономики будут потери от нереализованного экспорта нефтепродуктов и калийных удобрений.

Развернутые экономические санкции, не могут не сказаться на Литве, пишет Delfi.lt.

По подсчетам аналитиков литовского Центробанка, если ЕС решится запустить блок ограничительных мер против белорусских экспортеров, литовский ВВП в общей совокупности до 2024 года сократится на 0,9 процента.

В 2019 году экспорт из Литвы в Беларусь составил около 1,1 млрд евро, 86 процентов товаров пришлось на так называемый реэкспорт.

В то же время главный экономист Swedbank Нериюс Мачюлис утверждает, что доля в казне, имеющая прямое отношение к товаропотокам из Беларуси, занимает всего лишь около 0,03 процента. В то же время, по данным аудиторско-консалтинговой компании Ernst&Young, в 2019 году за счет перевалки белорусских грузов в Клайпедском порту бюджет страны пополнился на 155 млн евро, что составляет примерно 1,4 процента от всех поступлений.

Для транспортной отрасли Литвы сотрудничество с белорусскими предприятиями до сих пор являлось архиважным. По итогам 2020 года в Клайпедском порту обработали около 15,6 млн тонн белорусских грузов – это больше трети (32 процента) годового грузооборота всей гавани. Таким образом, зависимость морских ворот Литвы от РБ налицо.

Если экспорт калийных удобрений через Клайпеду будет остановлен, многомиллионные инвестиции государства в портовую инфраструктуру и железные дороги будут утеряны. Помимо прочего, порт потеряет около 17 процентов всех сборов. Литовские железные дороги – свыше 16 процентов всех товаропотоков.

Терминал БКТ – крупнейшая стивидорная компания не только в Литве, но и в регионе. С ней связано множество дочерних фирм. Работу могут потерять до 500 сотрудников.

Отказ от перевалки удобрений может поставить крест и на развитии Клайпедского порта как центра распределения контейнеров. Вот уже больше четырех лет терминал Klaipėdos Smeltė ведет переговоры со вторым по величине в мире контейнерным перевозчиком – судоходной компанией Mediterranean Shipping Company (MSC).

Город-порт должен был занять прочное место в ротации океанских линий Australia Express и Indian Ocean / East Africa Express, но теперь эти планы, как и будущее предприятия, поставлены под угрозу.

Из-за отказа сотрудничать в сфере транзита нарушится и маршрут контейнерного поезда «Викинг», который был запущен в 2003 году.

— Порт потеряет гораздо больше, чем только белорусский транзит. Почему-то все комментаторы забывают об украинском и российском транзите, который тоже идет через территорию Беларуси. Наивно полагать, что он сохранится, — пишет Игорь Удовицкий на своей страничке в соцсетях. – Кстати, то же самое произойдет с железнодорожным транзитом в Калининград, который следует в Литву в основном через территорию РБ.

На уровне Сейма угрозы для бюджета и порта, связанные с оттоком белорусским грузов, понимают. 11 июня на выездном заседании парламентского комитета по экономике в Клайпеде его глава Казис Старкявичюс публично заявил следующее: если ЕС примет политическое решение блокировать транзит, Литва должна начать переговоры с Еврокомиссией о компенсации.

— Нужно думать о возможностях компенсировать потерянные грузы – нужно вести переговоры с ЕС и Еврокомиссией о компенсациях, если потоки просядут, — сказал он.

Гендиректор Клайпедского порта Альгис Латакас также признает, что отток белорусских удобрений обернется большой проблемой.

Беларусь занимает 14 место среди партнеров Литвы по импорту. В 2019 году импорт оттуда составил 782 млн евро – это на 2,3 процента больше, чем годом ранее. Исходя из отчетов Департамента статистики, для литовских участников рынка важна закупка белорусского сырья. Ключевые импортные товары – древесина, минеральное топливо, металлы и удобрения, которые в общей структуре импорта из РБ занимают 25 процентов, 15 процентов, 12 процентов и 11 процентов соответственно. Если цепочки поставок нарушатся, часть крупных предприятий – Achema, Lifosa, Orlen Lietuva – временно столкнутся с нехваткой необходимого им сырья. Все это опять же скажется и на ситуации в порту.

Литовский бизнес также довольно активен на территории соседней страны. Беларусь входит в топ-10 крупнейших зарубежных инвестиционных рынков для литовских предпринимателей. В 2019 году РБ стояла на девятом месте по объему инвестиций Литвы за границей. За всю историю двусторонних отношений в оптовую и розничную торговлю, деревообрабатывающую промышленность, промышленные объекты, профессиональную и научно-техническую деятельность было инвестировано 127 млн евро.

За минувшие 15 лет литовские бизнесмены создали тысячи рабочих мест в Беларуси. На территории страны сегодня работают с десяток предприятий с литовским капиталом, такие как «ДОЮС БелАгроБалтик» — представитель крупнейших мировых производителей сельхозтехники, мебельная фабрика «Мебелайн», деревообрабатывающий комплекс «ВМГ Индустри», строительные гипермаркеты «ОМА», «Кеско», «Сенукай», завод по производству продукции из мяса индейки «Арви», строительная компания «Алвора» и другие. На территории Литвы работает одна из крупнейших в мире компаний по производству оптических и тепловизионных приборов Yukon AOW. Корни этой компании – белорусские. Крупнейший завод этой торговой марки расположен в Лиде.

В свою очередь, в Литве создано сборочное производство тракторов МТЗ и техники «Амкодор» (ЗАО «Амкодор-Балтик»). Функционирует ЗАО «Торговый дом БМЗ-Балтия», ЗАО «Белтайер» (ОАО «Белшина»), ЗАО «Трансхема» (концерн «Белнефтехим»), а также участники товаропроводящей сети – всего около 50 субъектов.

Практически все крупнейшие предприятия и концерны Беларуси работают на литовском рынке, имеют здесь представительства или филиалы. По данным Минфина, компании с участием белорусского капитала входят в топ-500 предприятий, которые платят больше всего налогов в бюджет Литвы.

Последнее в рубрике