Как расслоение в обществе повышает риски школьной травли

Как расслоение в обществе повышает риски школьной травли

Жертвами буллинга чаще становятся малообеспеченные дети. А в школах со «сложным контингентом» могут пострадать социально благополучные ученики.

Риски виктимизации связаны с уровнем достатка в семье. Издевательствам чаще подвергаются подростки из бедных семей, выяснили в ходе исследования заведующий Лабораторией профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ Артур Реан и научный сотрудник этой лаборатории Мария Новикова. Нередко речь идет о семьях, в которых работает одна мать либо не трудоустроены оба родителя. Исследователи изучили социальные истоки буллинга в школе с помощью опроса 890 старшеклассников (средний возраст — 16 лет) в пяти Федеральных округах России.

Смена ролей: жертвы – агрессоры

Школьная травля, или буллинг — это повторяющаяся ситуация, в которой один ученик (или группа) намеренно причиняет вред другому. Обычно тому, который пользуется меньшей популярностью в группе. Агрессия часто объясняется желанием повысить или поддержать свой статус среди сверстников, показать превосходство над окружающими (в том числе, учителями).

Важная характеристика вовлеченности в травлю — «превращаемость ролей», отмечают исследователи. Тот, кто подвергался нападкам, сам с высокой долей вероятности попытается проявить агрессию по отношению к кому-то, кто слабее его. В исследовании это подтвердила сильная взаимосвязь показателей вовлеченности в буллинг в разных ролях.

Нападки бывают реакцией на унижение или провокацию. Респонденты часто отвечали, что их оскорбили (70%), они были «вынуждены обороняться» (50%).

Расслоение травли

Метаанализ распространенности травли показал, что 35% школьников в мире вовлечены в традиционный буллинг (как инициаторы и как жертвы) и 15% — в киберагрессию.

По данным исследования Артура Реана и Марии Новиковой, от трети (для роли жертвы и агрессора) до половины респондентов (для роли свидетеля) хотя бы раз за последнее время оказывались в ситуации травли.

Чаще всего респонденты были свидетелями (65% опрошенных сталкивались с травлей хотя бы один раз за прошедший месяц, 13% — более трех раз), реже — жертвами или инициаторами агрессии (три и более раз жертвами были 5% опрошенных, агрессорами — 3%).

Больше всего распространены вербальная и социальная агрессия. Это грубые и обидные комментарии, оскорбительные жесты, демонстративное отвержение — например, нежелание разговаривать с человеком и вместе работать над школьным проектом.

«Мы о детях ничего не знаем». Академик о проблеме насилия в школе

Социальную агрессию один-два раза за последнее время проявляли 35,7% респондентов, ни разу — 60%. Вербальную травлю не больше двух раз практиковали 35,4%, ни разу — 57% старшеклассников.

Физические нападения один-два раза совершали 20%, ни разу — 75,2%. По преследованию одноклассников в интернете цифры соответственно — 26,8% и 69,3% респондентов.

Доля жертв регулярного буллинга тоже варьируется в зависимости от типов. И снова лидируют социальная агрессия и вербальная травля.

Более трех раз за последнее время от социальной агрессии страдали 7,9% опрошенных. Один-два раза столкнулись с ней 36,5%, ни разу — 55,6%. По вербальному буллингу соответствующие цифры — 10,4%, 44,5% и 45,1%.

Физическим издевательствам свыше трех раз подвергались 6,1% респондентов. Не более двух раз — 31,4%. Ни разу — 62,5%. По кибертравле эти доли — 3,6%, 26,2% и 70,2% опрошенных.

Самый высокий риск виктимизации наблюдается у детей, которые на вопрос, как они оценивают материальное положение своей семьи, ответили: «На ежедневные расходы хватает, но покупка одежды уже представляет трудности».

Юноши заметно чаще оказываются как жертвами, так и инициаторами физической травли. Девушки часто выступают свидетелями социальной, вербальной и киберагрессии. И жертв травли, и зачинщиков больше в городах с населением меньше 500 тысяч человек, а также в городах-миллионниках.

Исследования последних десятилетий доказали, что травля абсолютно разрушительна для всех: жертв, свидетелей и агрессоров. Одни переживают тяжелые психологические травмы: растет риск депрессии и суицида, падает самооценка, возникают трудности в общении. Другие привыкают подавлять окружающих, убеждать с помощью силы.

Но главный вопрос — «анамнез» буллинга. В недавнем исследовании выяснилось, что поведение родителей — мощный фактор участия детей в травле. Агрессоры — часто выходцы из семей с авторитарным стилем воспитания, в которых пренебрегают потребностями детей.

В целом причин и стимулов подростковой агрессии много. Например, высокий уровень недоверия в обществе (подростки также считают мир враждебным), прессинг со стороны педагогов, плохая учеба, возрастные кризисы (подростковые бунты), проблемы со здоровьем и пр.

Травлю может блокировать нетерпимость к ней. Известно, что в тех классах, где школьники и учителя осуждают агрессию, нападок и драк становится меньше. В странах, где распространены программы против буллинга (Великобритания, США, страны Скандинавии), подростковая агрессия снижается.

Хотите знать больше? Читайте нас в Telegram

Зачем учителя собирают досье на учеников и их родителей?

Последнее в рубрике