Как Польша поддерживает молодежь, чтобы та не уезжала из страны
18.06.2021
Андрей Венгеров, Завтра твоей страны 

Как Польша поддерживает молодежь, чтобы та не уезжала из страны

За последние тридцать лет из Польши на запад, по разным оценкам, уехало от 2,5 млн до 4,5 млн человек. Страна долгое время являлась лидером по числу эмигрантов из Восточной Европы. Меры, предпринятые польскими властями в 2010-е, значительно сократили отток молодежи и наиболее квалифицированных специалистов и послужили стимулом к возращению на родину уже более 100 тысяч поляков.

О том, как власти Польши поддерживают и удерживают от эмиграции наиболее ценные кадры, в новом материале спецпроекта «А как у них?»

Первая волна эмиграции из Польши пришлась на период распада социалистической системы. Но по-настоящему шоковыми стали последствия от вступления в мае 2004 года страны в Европейский союз и открытия рынков труда для поляков в западных странах.

В 2004 году это сделали Великобритания, Ирландия и Швеция, став главными базами польской диаспоры в Европе. В эти страны уезжали, в первую очередь, высококвалифицированные специалисты и молодежь. Открытие в 2011 году рынков труда Германией и Австрией привлекло туда и менее квалифицированные кадры, в основном, из западных регионов Польши.  

В 2010-е польские власти предприняли ряд мер, призванных ослабить переток на запад, прежде всего, молодых специалистов. Они дали результат. Уехавших стало меньше и с этого года правительство готовит программу для создания в экономике страны 500 тысяч новых рабочих мест, которые займут возвращенцы. Их число, по последним данным, перевалило за 100 тысяч человек. 

Согласно докладу Всемирного банка, в 2019 году исследовавшего проблему миграции и «утечки мозгов» в странах Европы и Центральной Азии, Польша уже не внизу, а в середине группы стран по отношению накопленной численности эмигрантов к общей численности населения. Это — 12,4%. Польский показатель ниже, чем у Беларуси (15,7%), Хорватии (21,9%), Литвы (20,9%), Молдовы (24,0%), Латвии (19,1%), Румынии и Болгарии (по 18,2%), Эстонии (15,1%), Украины (13,4%).

В докладе Всемирного банка однозначно указывается, что «усиление потенциальных стимулов, направленных на удержание граждан в странах-донорах, имеет больше шансов сдержать поток эмиграции, чем политика ограничения преимуществ за рубежом».

Каким образом Польше удалось повлиять на темпы эмиграции?

Как отмечается в докладе Всемирного банка, движущей силой миграции и смены места жительства являются возможность получить более высокооплачиваемую работу и доступ к надлежащим государственным услугам — медицинскому обслуживанию, социальным пособиям и образовательным программ.

Именно обеспечением надлежащего доступа к государственным услугам правительство Польши занялось в отношении самой мобильной группы населения – молодежи. 

Rodzina na swoim

Пилотная правительственная программа, целью которой было облегчить молодым семьям получить собственное жилье, действовала в 2010-2012 годах. Государство брало на себя обязательство при каждой новой сделке вносить свой взнос в размере 16% от ее суммы.

1

В программе могли принять участие молодые семьи в возрасте не более 35 лет, которые могли позволить взять обязательства по погашению 20-летнего кредита и 5% процентов годовых по нему.  Кстати, проценты по уже оплаченной доле недвижимости не взимаются.   

Программа имела несколько нюансов.

Один из них заключался в том, что потенциальные кредитополучатели не должны были владеть недвижимостью и даже проживать с родственниками (минимум — год), а жить в арендуемом или социальном жилье.   

Во-вторых, покупатели могли выбрать жилье (как на первичном, так и на вторичном рынке) только из того, что было зарегистрировано в программе.

В-третьих, продавалось только жилье, соответствующее местным строительным правилам по отделке и уже готовое к проживанию.  

В-четвертых, был установлен лимит цен на квадратный метр, зависящий от конкретных воеводств. Установлен и директивно снижен на 10%. Больше этого индикатива жилье не могло быть продано, меньше – да.

В -пятых, зарегистрированное в программе жилье минимум полгода не выставлялось на продажу на публичном рынке и не могло участвовать ни в каких других программах.

В-шестых, в программе могли участвовать только банки, готовые выдавать 20-летние кредиты с уменьшение процента каждый год.  

Итог Rodzina na swoim – около 100 тысяч польских семей стали обладателями жилья. Косвенными, но такими же важными результатами программы стали снижение в целом цен на жилую недвижимость на 5-10%, уменьшение процентных ставок по ипотечным кредитам вне рамок этой программы, снижение процентных ставок на другие кредиты населению, поддержка стагнировавшей до этого строительной отрасли и снижение инфляции.   

Mieszkanie dla  Młodych

Продолжением предыдущей программы стала реализованная в 2014-2018 годах жилищная программа для молодежи — Mieszkanie dla Młodych (MdM). 

1

В ее рамках власти предоставляли льготы молодежи в виде компенсации 15-летнего ипотечного кредита уже в размере 10% от суммы сделки, но с дополнительным начислением 5% за каждого рожденного ребенка.  

Под действие MdM попадали или одинокие люди моложе 35 лет, или семьи с одним из супругов до того же возраста, или многодетные семьи.

Одинокие или семейные, но без детей кредитополучатели могли рассчитывать на возмещение 10% стоимости приобретаемой недвижимости, семьи с одним ребенком – на 15%, семьи с двумя детьми – на 20% и многодетные семьи – на 30%.

В рамках программы тоже существовали ограничения, призванные сохранить ее целевую направленность.  

По-прежнему участником программы не могла быть семья или человек, уже имеющий недвижимость. Покупатель новой квартиры не мог сдавать ее или часть в аренду в течение 5 лет с момента оформления сделки.     

Остались требования к жилью, например, к общей полезной площади квартиры или жилого дома. В зависимости от числа детей она колебалась от 75 до 85 кв. метров для квартиры и 100-110 кв. метров для дома. Покупная цена квартиры продолжила регламентироваться лимитом, обновляемым каждые полгода.    

Реализация программа продолжила оказывать положительное влияние на цены на жилье и ставки кредитов и помогла получить жилье более 110 тыс. человек.  

Продолжение государственной поддержки полякам, желающим обзавестись жильем или улучшить условия, стали программы по строительству нового жилья Mieszkanie Plus и программы аренды квартир Mieszkanie na Start. Но они рассчитаны уже не только на молодежь, а на все возрастные группы.

«Программа +500»

Еще одной важной мерой, которую реализовало польское государство в молодежной политике, стал запуск в 2016 году программы финансовой помощи родителям несовершеннолетних детей.

Первоначально каждая семья, имеющая несовершеннолетних детей (до 18 лет), ежемесячно получала 500 злотых на второго и последующих детей. Малоимущим эта сумма была положена и на первого ребенка. На 500 злотых могли рассчитывать и иностранцы с видом на жительство и работой в Польше.   

С 1 июля 2019 года «Программа +500» была распространена на всех несовершеннолетних детей страны, охватив почти 7 млн человек.

Одним из результатов действия программы стал рост рождаемости в Польше.

Отмена подоходного налога

В 2019 году польская молодежь получила еще один существенный бонус от государства – отмену подоходного налога.

С лета 2019 года налог на доходы физических лиц больше не распространяется на поляков моложе 26 лет. При этом их годовой доход не должен превышать 85 тыс. злотых.

Под действие этой меры подпадают около 2 млн поляков, чьи доходы автоматически увеличиваются на сумму подоходного налога – на 18%.       

Другие поощрения

В Польше на национальном и региональном, на отраслевых уровнях существуют многочисленные поощрения молодежи.   

На национальном уровне – это, например, программа Dobry Start, по которой каждая польская семья к каждому 1 сентября получает 300 злотых, чтобы собрать ребенка в школу. Под ее действие подпадают 4,6 млн школьников.

На отраслевых уровнях на различные пособия и надбавки к зарплатам могут рассчитывать молодые учителя, врачи, инженеры, ученые и другие категории. Безработные могут бесплатно принять участие в стажировках и тренингах, организуемых службами занятости.

Серьезное внимание уделяется начинающим предпринимателям, которые могут получить субсидию или льготный кредит на открытие бизнеса.

Как Польша решает проблему региональных диспропорций. И зачем это Беларуси

Последнее в рубрике