Как миграционный кризис влияет на грузоперевозки
18.11.2021

Как миграционный кризис влияет на грузоперевозки

Заместитель директора компании STA Logistic Игорь Яковлев о том, как закрытие погранперехода «Кузница» отражается на работе транспортных компаний.

— Прогнозировать ситуацию даже на ближайшие выходные сложно, — отметил Игорь Яковлев в комментарии Office Life.

По данным транспортных компаний, время пересечения границы растянулось на два-четыре дня. Это сопряжено с прямыми потерями для автоперевозчиков.

— Устоявшийся норматив платы за простой — 100 евро в сутки. Зачастую эта сумма не покрывает всех издержек, а если считать упущенную выгоду, то «точно не покрывает», — пояснил директор STA Logistic.

Конец года — традиционно высокий сезон в автомобильных перевозках. Многие клиенты-заказчики желают получить товар до Нового года. В это время автоперевозчики обычно хорошо зарабатывают. А возникающие препятствия на маршруте увеличивают сроки оборачиваемости транспорта, на один рейс уходит больше времени, растут затраты.

— Если возьмем все издержки: зарплату водителям, упущенную выгоду, то оценка потерь, выполненная российскими коллегами, — 500 евро в сутки — очень похожа на правду, — подчеркнул Игорь Яковлев. — Сейчас у перевозчиков срываются многие заказы, кто-то вынужден платить штрафы. Например, если машина идет из Германии в Россию, то у нее запланирована и обратная загрузка (из Москвы в Берлин). И если перевозчик задерживается, то его могут оштрафовать, у него могут заказ забрать. Когда сбивается цепочка поставки, одни проблемы наслаиваются на другие.

Яковлев отметил: на рынке распространяется информация, что в ближайшее время может быть закрыт погранпереход «Бобровники». Но пока это не подтверждено официально.

Он добавил, что гродненским перевозчикам сегодня не выгодно менять маршрут на погранпереходы Брестского региона.

У нас основной грузопоток шел через Гродненский регион, в котором много перевозчиков, обладающих своим транспортом. Им не выгодно менять маршрут на Брест и с точки зрения пробега. Нужно учитывать, что перевозка заранее заказана, для нее рассчитан фрахт. Когда издержки растут, перевозчик сам решает, что выбрать: увеличение срока прохождения границы, либо вариант литовского транзита, либо других переходов (тот же «Тересполь»). Отвечая на вопрос, как ситуация повлияет на бизнес автоперевозчиков, Яковлев назвал самый пессимистичный вариант развития событий: закрытие границы с Польшей «повлияет плачевно», это сразу отразится на доходах и ресурсах транспортных компаний.

Если закрывается польский транзит, то уменьшается объем выполняемых работ. Возникает проблема задействования ресурсов. Польша — Беларусь — это основной транзит сейчас. Если закрывается это направление, то на других — Литва, Латвия — получается „узкое горлышко“. Если все сюда переориентируются, то время пересечения границы еще растянется.

По словам эксперта, для рынка это означает угрозу дефицита транспорта и повышения ставок.

Перевозок будет выполняться меньше. Сейчас много заключается годовых контрактов, и когда возникают проблемы на рынке, начинается пересогласование. Делать это сейчас достаточно сложно, поскольку непонятно, какой будет стоимость услуг.

Последнее в рубрике