Как ловят «зайцев» в других странах
14.10.2019

Как ловят «зайцев» в других странах

В Москве отказались от турникетов, а в Финляндии пассажиров взвешивают.

Пока «Минсктранс» продолжает эксперимент и контролеры останавливают автобусы между остановками, «Комсомолка» узнала, как ловят безбилетников в других странах.

В Вильнюсе поступают просто: одетые в достаточно приметную форму ревизоры производят проверку исключительно на остановках. Входят чаще всего во все двери, блокируют электронную систему. Там же, на остановке, стоят ярко-красного цвета микроавтобусы — туда пойманные «зайцы» идут оформлять документы для оплаты штрафа. Его размер (от 10 до 30 евро) варьируется в зависимости от категории пойманного зайца: учащимся и пенсионерам выписывают меньше, чем работающим гражданам. Меньше заплатит и тот заяц, который имеет при себе билет, пусть и непробитый.

В Москве еще в начале 2000-х оснастили городской транспорт турникетами: не заплатил — не зашел. Количество безбилетников эта мера уменьшила. Но автобусы или трамваи с турникетом сильно снизили скорость движения транспорта и комфорт пассажиров, которые в часы пик выстраивались в очередь. В итоге турникеты заменили валидаторами. И это позволило сократить время в пути в среднем на 5—15 минут.

Хотя во многих странах турникеты в ходу и в автобусах, а не только в метро. Или, например, только через турникет можно попасть на остановку трамвая. Видимо, многое зависит от того, как часто ходит транспорт и большой ли пассажиропоток в городе.

В Киеве на электронную систему оплаты, к которой минчане давно привыкли, переходят с 30 октября этого года. Раньше в киевских автобусах и троллейбусах были кондукторы, они и продавали билеты, и проверяли оплату. Планируется, что с 1 ноября кондукторы станут контролерами.

В Финляндии автобусы периодически взвешивают, определяя приблизительный вес оплативших. Его в режиме реального времени сопоставляют с количеством оплативших проезд пассажиров, и, если логического соответствия нет, контролеры обращают внимание на «тяжелый» автобус и проверяют его.

Другая мировая практика — сделать городской общественный транспорт вовсе бесплатным. Впервые это произошло в 1997 году в бельгийском городе Хасселте, власти которого разрешили таким образом проблему пробок, пересадив жителей из частных авто в бесплатные автобусы. С 2013 года бесплатным для жителей города является общественный транспорт в Таллинне.

Как немецкий пенсионер открыл бесплатную службу такси для стариков

Последнее в рубрике