Как изменятся правила работы такси в Беларуси
17.08.2021

Как изменятся правила работы такси в Беларуси

В середине июля сферу такси взбудоражила новость: подготовлен проект указа, по которому водителей и диспетчеров не пустят на рынок без специальной карты допуска. Целый список изменений, предложенных Минтрансом, поддержал и Александр Лукашенко. Похоже, службу такси и правда ждут серьезные перемены.

По проекту документа, специальную регистрационную карту планируют требовать и на автомобили, которые используются как такси. Причем все это будет в электронном виде, а документацию обещают объединить в единую базу с водителями и транспортными средствами. Кроме того, с таксистами обяжут заключать трудовые договоры, а арендаторами машин на время смогут быть только ИП и юрлица.

Тема вызвала много поводов для дискуссий. Например, если будет принят указ о регистрации таксистов и диспетчеров через транспортную инспекцию, власти начнут взимать пошлины за допуск к легальному рынку. По расценкам ситуация такая: за каждый автомобиль придется заплатить две базовые (58 рублей), за внесение изменений в регкарту — одну базовую (29 рублей), а на каждого водителя — еще по половине базовой (14,5 рубля). Что касается диспетчерских служб, в том числе интернет-сервисов, то им насчитают по 100 базовых (2,9 тыс. рублей).

Но есть и куда более серьезные перемены: до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, всем диспетчерам придется представлять в налоговую данные о выполненных перевозках. Касается это как «нерегулярщиков», так и популярных интернет-сервисов вроде «Яндекса» и Uber. Последние и вовсе могут оказаться вне закона, не получив допуск или не предоставив вовремя отчетность.

Прописали в проекте документа и условия, при которых транспортная инспекция может приостановить допуск таксиста на месяц, а диспетчера — на три месяца. Среди пунктов — нарушение порядка платежей и передача поездки незарегистрированному водителю.

Ассоциация профессиональных перевозчиков поддержала проект указа. Говорят, отбор водителей станет более строгим, а поездки для пассажиров — безопаснее, ведь снизится вероятность увидеть в водительском кресле новичка. Кстати, представители ассоциации уверяют, что после вступления в силу указа сервисы «Яндекс» и Uber смогут продолжить работу в Беларуси. Однако изменится ситуация с распределением финансов: сейчас сервисы выводят деньги за рубеж, а с перевозчиков, как правило, снимают от 23 до 27%, хотя начинали с 3% и даже доплат.

Представители «Яндекс.Go» готовы спорить. По их мнению, документ принесет вред пассажирам, всей сфере такси и даже государству. Главный аргумент — изменения ударят по тем людям, для которых работа в такси — дополнительный заработок. «Яндекс» посчитал, что примерно половина водителей, или десятки тысяч человек, просто уйдет из отрасли, в итоге цены вырастут, а качество услуг упадет. При этом интернет-сервисы ссылаются на не самый радужный опыт Турции, Израиля или Сербии, где подобные инициативы уже провернули.

Впрочем, водителям стоит готовиться к получению карт допуска и работать по новым правилам. Вчера после доклада у президента министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко подтвердил, что подходы в целом уже одобрены.

Последнее в рубрике