«Как это работает». Семь изменений, которые несет белорусам циркулярная экономика
21.10.2020
Ольга Семашко, Завтра твоей страны

«Как это работает». Семь изменений, которые несет белорусам циркулярная экономика

Внедрять модель экономики замкнутого цикла в Беларуси начнут с Брестской области. Уже разработана соответствующая Программа развития циркулярной экономики на 2021-2025 годы.

Над исследованием работали немецкие и белорусские ученые (ГНУ «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь», «Центр экономических исследований «БЕРОК» при поддержке Вуппертальского института климата, окружающей среды и энергетики).   

Завтра твоей страны вместе с экспертами популярно объясняет, как это повлияет на жизнь белорусов.

1.Почему выбрали Брестчину?

У Брестской области неплохие стартовые позиции, рассказал «Завтра твоей страны старший научный сотрудник «НИЭИ Министерства экономики РБ» Александр Шушкевич. Например, по такому показателю, как доля валовой добавленной стоимости секторов циркулярной экономики в валовом региональном продукте область опережает передовые европейские страны — Австрию, Германию, Нидерланды и Великобританию.

Связано это с развитием услуг по ремонту автомобилей, оборудования и летательных аппаратов. Приоритетные сферы развития циркулярной экономики в регионе, по оценке экспертов, — сельское и лесное хозяйство, пищевая промышленность.

Сами субъекты хозяйствования Брестской области перспективными называют переработку отходов, производство упаковки, текстиля и одежды.

2.Хорошо, а что конкретно это меняет для производителей?

Промышленный комплекс Брестской области занят сейчас решением двух задач: как удешевить производство и куда продать готовую продукцию. Но уже сейчас нужно думать о том, что производить и как делать это с минимальным ущербом для окружающей среды.   

Производители продуктов питания и напитков, например, могут сделать акцент на использовании экологически безопасной упаковки. Или предложить клиентам разливать напитки в собственную тару.

Легкая промышленность должна ограничить использования опасных химических веществ, а также позаботиться о том, чтобы у потребителя была  возможность отремонтировать, а у производителя — утилизировать трикотажный, хлопковый или меховой гардероб. 

Подумать о будущем ремонте, а также заняться открытиям пунктов проката техники, стоит и производителям машин и оборудования.

Пулинг паллет, быстрорастущие деревья, шеринг вещей: какие идеи помогут изменить Брестчину

Уже предложено 11 инвестиционных идей, которые могут быть реализованы на базе промышленных предприятий Брестской области. К примеру, ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» может создать цех по ремонту, реставрации и утилизации старой мебели, Брестскому электроламповому заводу эксперты предлагают опробовать бизнес-модель «товар как услуга», т.е. продавать не отдельно лампочки, а комплексные проекты по освещению.

1

3. Почему для сельского хозяйства «зациклиться» — это очень важно?

В сфере сельского хозяйства ситуация с отходами самая сложная. Основная продукция составляет около трети от массы исходного сырья, остальная часть идет на утилизацию. Причины низкой эффективности АПК в недостаточном уровне цифровизации и информатизации, в отсутствии точных прогнозов по ценам на сельхозпродукцию, а также неразвитости системы логистики, хранения и доставки.

Для решения этих проблем эксперты предлагают внедрять интеллектуальные технологии — точное земледелие, «умные фермы и теплицы». Практика показывает: современные технологии позволяют на 20% увеличить урожайность и на треть — надои.

1

Также для сельского хозяйства эксперты рекомендуют создать обслуживающую организацию и интернет-сервис, который позволит фермерским хозяйствам совместно использовать дорогостоящую сельскохозяйственную технику.

В лесном хозяйстве может быть реализован проект по созданию плантаций быстрорастущей древесины на малоценных и нарушенных землях.  

4. Транспорт: как вернуть пассажиров в автобусы? 

 За последнее десятилетие Брестская область рекордно автомобилизировалась: сейчас на тысячу человек здесь приходится 332 авто — это выше, чем в целом по стране. Соответственно упали перевозки городским транспортом.

В то же время состояние  самой пассажирской техники оставляет желать лучшего: уровень износа автобусов на начало 2020 г. составлял 50-70%. Местные власти закупают новые машины, но  динамика обновления пассажирского состава неустойчива и недостаточно активна. Несмотря на нынешние проблемы, власти области разрабатывают программу по стимулированию использования общественного транспорта.

В качестве альтернативы собственным авто жителям региона предлагают развивать услуги совместного потребления (каршеринг), а также пересесть на велосипеды, обещают создать для этого всю необходимую инфраструктуру.

1

Для поездок на дальние расстояния, предполагается электрификация железнодорожного участка Барановичи-Лунинец-Ситница, а также развитие инфраструктуры международного водного пути Е-40 на территории Беларуси.

5. А мне-то что как потребителю?

В жизни потребителей тоже наступят позитивные изменения. Например, торговлю будут активно привлекать к сбору отходов. Сегодня в области около 700 точек, где можно сдать батарейки, лампочки, отходы электрического и электронного оборудования. Правда, такие услуги доступны в основном жителям крупных городов.

Как поступают в Германии с отходами, вред которых в Беларуси недооценивают

Эксперты рекомендуют создать в каждом районе на базе аптек не менее одного пункта приема лекарств с истекшим сроком годности, на базе профильных магазинов — не менее одного пункта приема мелкой бытовой техники и электроники. Не исключено, что области появятся специальные контейнеры для сбора бывшей в употреблении одежды.

1

Жителям области предстоит освоить такие практики распределения еды, как «фудшеринг» — это практика распределения продуктов питания, как правило с истекающим (не истекшим) сроком годности, между членами сообщества с помощью специальных организаций или онлайн-платформ, а также покупать именно столько еды, сколько может съесть семья, сокращая пищевые отходы.

Развивать совместное потребление можно с помощью  пунктов проката потребительских товаров, комиссионных магазинов, в том числе по продаже бывшей в употреблении техники, электроники, инвентаря. ОАО «Брестоблгарант» предложено создать соответствующую интернет-площадку.   

6. Выглядит привлекательно, но где взять деньги на вот это вот все?

Нехватка финансов для реализации «зелёных» проектов — основная сдерживающая причина развития циркулярной экономики в Брестском регионе. А если такие средства и есть, то они труднодоступны.

Учитывая ограниченные возможности местного и республиканского бюджетов, предприятиям советуют рассчитывать, прежде всего на собственные средства.

Из государственных источников финансирование можно получить в Инновационном фонде Брестского исполнительного комитета — это касается проектов по выпуску экопродукции.

В Банке развития малый и средний бизнес может получить деньги на производство экологически безопасной упаковки или выпуск органической продукции сельского хозяйства.

Доступный источник — средства Оператора вторичных материальных ресурсов, которые могут быть привлечены для создания производств по сбору, сортировке и переработке отходов.  

Также можно рассчитывать на помощь международных финансовых организаций:  Европейского банка реконструкции и развития, Северной экологической финансовой корпорации, Европейского инвестиционного банка.  

7. И когда же экономика из линейной превратится в циркулярную?

Авторы Программы не ставили своей целью определить конкретные целевые показатели к 2025 году, потому что такая Программа разрабатывается впервые для нашей страны. Подготовлен скорее системный документ, в котором прописаны возможные меры и направления деятельности. А в какой мере предложения будут реализованы, зависит от местных органов власти и предприятий региона. Их задача расставить приоритеты, оценить ресурсные возможности, и уже исходя из этого, определить целевые ориентиры на 2025 год.

И все же для оценки общего прогресса разработана система индикаторов. Правда, не все из них доступны сейчас. По некоторым показателям пока мониторинг не ведется либо нет методики их расчета. Ряд решений нужно принять на государственном уровне. В первую очередь это касается статистики отходов и системы экологической сертификации и маркировки. 

Местным властям следует подготовиться, что переход к циркулярной экономике — процесс длительный. «Внедрить ее, допустим, с завтрашнего дня приказом не получится, — говорит Хеннинг Вильтц, — а власти часто хотят видеть сиюминутный эффект».

«Сэкономить ресурсы и заработать». Немецкий эксперт о шансах, которые дает циркулярная экономика Беларуси   

Последнее в рубрике