Как «эра турникетов» влияет на поведение пассажиров
26.11.2019

Как «эра турникетов» влияет на поведение пассажиров

Турникеты в городском транспорте не только контролируют оплату проезда, но и форматируют поведение пассажиров в зависимости от их характеристик: возраста, размеров тела, опыта, скорости движений.

Чтобы легко пройти через АСКП (автоматизированную систему контроля проезда), многим приходится маневрировать: нельзя быть очень большим или еще маленьким, действовать слишком медленно или быстро. Социологи изучили, как турникеты унифицируют телесность и поведение людей.

Нестройный кордебалет

«Хореография» — так урбанисты называют специфику и ритм движения пассажиров в транспорте, а если шире — то горожан вообще в их повседневном перемещении по мегаполису.

В идеале рисунок «танца» плавный и предсказуемый, как в менуэте. Движения людей, многократно отрепетированные, — уже автоматические. О хореографии говорят и, например, применительно к туристам: в музеях толпа организованно — кордебалетом — шествует по залам. Или другой «балет»: прохожие фланируют вдоль витрин бутиков, скользя по ним взглядом.

«Танец» на входе в метро и в автобус — часто тоже заученный менуэт. Но его фигуры легко нарушаются, а ритм рвется и синкопируется. Тут заминка из-за валидатора, там шаг назад (пропустить попутчика), здесь рывок (в салоне освободилось место).

Турникеты особенно часто рвут привычный ритм этих движений, поскольку затрудняют проход «нестандартных» пассажиров.

Это пожилые люди, дети, пассажиры с объемным багажом, полные люди. Им сложнее брать барьер, поскольку они не вписываются в нормы, заложенные в АСКП. Не всем же быть худыми, молодыми и мобильными людьми средних лет, которым легче всего пройти через турникеты.

Так что нередко АСКП просто тормозят поток пассажиров. Но дуэт человека с турникетом интересен прежде всего с точки зрения антропологии транспорта и микроурбанизма — «города под микроскопом». Такой оптикой и пользовались исследователи. Они сделали видеозаписи разных сценариев поведения людей у турникета.

Бег с барьерами

В эру турникетов люди, по словам исследователей, выработали особые телесные схемы, чтобы без заминок проходить турникет, прикладывать билет к валидатору и пр. В этом смысле телесные схемы «технологически нормировались» — люди приспосабливались к машинам. АСКП, с одной стороны, упорядочивал движения людей, а с другой — сковывал.

Сначала про порядок. Вроде бы все очевидно. Турникеты зонируют пространство на входе в транспорт, структурируют и регулируют поток людей. И даже в некотором смысле служат справедливости: помогают тем, кто раньше встал в очередь, занять лучшие места.

Но насколько реально это упорядочение? Стоит немного нарушить привычный алгоритм прохода через валидатор или просто иметь нестандартные размеры тела, и регулировщик превращается в грозного швейцара, который заслоняет вход.

Одна из функций турникета, как подчеркивают исследователи, — унификация людей с разной телесностью (возрастом, умениями, габаритами, сумками, спутниками), превращение «живого и уникального пассажира в обсчитываемую единицу пассажиропотока».

Для управления транспортной системой это удобно, а для ее клиентов — едва ли. «Нестандартные» пассажиры нервничают, и в том числе потому, что могут стать преградой в монотонном движении людей. Вместо организованной посадки есть риск возникновения давки.

Молодые люди максимально непринужденно проходят через турникет, часто даже не прерывая общения по телефону. Это наиболее успешная категория пассажиров.

С турникетами трудно иметь дело самым возрастным и, наоборот, самым неопытным пассажирам: пожилым людям и детям.

Люди пенсионного возраста тратят больше времени на проход через турникет. Они чаще останавливаются около него, дольше достают и убирают проездной, могут не сразу реагировать на валидатор. Проход через турникет для них часто некомфортен: нужно маневрировать и действовать без промедлений, а возраст часто не позволяет.

Детям тоже непросто проходить через АСКП. Часто они не пытаются адаптироваться под устройство турникетов, делая попытку воспользоваться им по-своему, поясняют исследователи.

Поведение пассажирки с ребенком вполне типично: провести его перед собой, инструктировать, как поступать дальше. Часто такие пассажиры намеренно громко говорят с детьми у АСКП, посылая сигнал окружающим, что возможны заминки, и одновременно призывая их к снисхождению.

Большой груз: репетиция движений

Еще одна нестандартная категория — пассажиры крупного телосложения. Дизайнеры турникетов обычно не учитывают такие варианты, в итоге пассажирам приходится маневрировать у АСКП: пробираться боком, поднимать руки повыше.

Такие пассажиры стараются не акцентировать внимание на своих трудностях и молча подстраиваются под ситуацию.

Так же действуют и люди с большими сумками, тележками и рюкзаками — «сумчатые», как их называют исследователи. Багаж этих пассажиров часто мешает проходу остальных и вызывает заметное раздражение. Люди с сумками стараются без заминок пройти через АСКП и заранее продумывают свои движения.

На примере разных категорий нестандартных пассажиров видно, что турникеты не могут унифицировать их поведение. А попытки нормирования телесности досаждают и нервируют людей.

Последнее в рубрике