Как Беларусь ответит на антидемпинговые пошлины со стороны Украины?
23.04.2021

Как Беларусь ответит на антидемпинговые пошлины со стороны Украины?

Украина вводит антидемпинговые пошлины (35%) на белорусскую автотехнику «в ответ на дискриминационные меры в отношении украинских автопроизводителей на белорусском рынке». Как это ударит по белорусским экспортерам?

Это приведет к трансформации белорусской бизнес-модели по продаже автомобильной и пассажирской техники на украинском рынке. Но не к уходу с него, считает аналитик Украинского Института будущего Игорь Тышкевич.

Эксперт раскладывает по полочкам, в чем суть трансформации.

Совместные предприятия по сборке продукции на украинской территории. Этот механизм давно апробирован на рынке троллейбусов. Даже БКМ Украина собирает свои машины уже в Луцке. Прямых поставок собранных экземпляров практически нет. Антидемпинговые пошлины не распространяются на комплектацию.

Крупноузловая сборка грузовых автомобилей. В постановлении по введению санкций есть оговорка, о том, что пошлины не применяются в отношении «автомобильных шасси с кабиной». То есть бизнес Богдан-моторс будет развиваться — на эту площадку, несомненно, перейдет часть и гражданских образцов (сегодня Богдан собирает машины для ВСУ). Будут активизированы и остальные точки по сборке специальной техники на базе шасси МАЗ (если не ошибаюсь, таких было в 2020 году 4 или 5 штук). При наличии нормального подхода владельцы бизнеса могут существенно подрасти в объемах продаж.

Остается вопрос с автобусами МАЗ — это ключевая тема и цель данного постановления. В отличие от другой техники, сборка автобусов не велась. Хотя, как ни парадоксально это звучит, но схема «прикрутить табличку и продать как местное» была впервые апробирована именно на автобусах в далеком 2011 году.

Белорусским трейдерам придется искать возможности создания сборочных мощностей в Украине. Теоретически, такой процесс можно завершить за 4-5 месяцев. За такой срок будет упущено не так много (в объемах продаж).

Еше одной подушкой стабилизации станет существующая модель экспортного кредитования — программы, реализуемые через украинские государственные банки при покупке белорусской техники в кредит компенсируют бОльшую часть учетной ставки НБУ в процентах по кредиту. Но, то, что раньше шло на увеличение прибыльности сделок, сегодня будет идти на сохранение объемов.

В любом случае Беларусь может недополучить в 2020 году до 25-30 миллионов долларов на украинском рынке автомобильной техники в связи с временным падением реализации.

Однако, эти объемы могут быть отыграны в случае локализации сборки на украинской территории. Вновь отсылка к кейсу с троллейбусами, которые два года назад, имея 30% рынка имели проблемы в виде фактического противодействия усилению позиций. Локализация позволила отхватить 70% рынка по результатам 2020 года.

Второй пример — МАЗ-Богдан с армейскими грузовиками. Например, доля их продукции в гособоронзаказе за 2019 год больше 50%.

С другой стороны, официальный Минск будет искать варианты ответа. И тут есть несколько возможностей:

— удар по собственному экспорту, ограничивая поставки товаров, которые весьма затребованы (и не имеют по сходной цене) альтернатив на украинском рынке. Это часть тех же авто компонентов, оборудования. Если сильно и «больно» Зеленскому — то битум. Но это падение собственных доходов.

— заградительные меры в отношении украинской продукции. Наиболее вероятными «кандидатами» могут быть мясная продукция (куры), бобовые, другие продукты питания, идущие в розничную сеть либо перепродаваемые в РФ. Как вариант — тележки и комплектация для ЖД техники. В обоих случаях такой «войнушке» будут несказанно рады российские производители. Либо меньше поток товаров через контрабандную калитку на их рынок, либо есть возможность заместить украинскую продукцию.

Насколько далеко зайдут стороны в пикировке, покажет время. Пока же могу констатировать, что политико-дипломатический обмен колкостями начал влиять на экономику, когда политический аргумент становится еще одним помощником лоббистов административных ограничений в экономической сфере.

Прогноз эксперта: сохранение конфликтного политико-дипломатического фона создаст серьезные угрозы даже для сохранения объемов взаимной торговли. Если стороны не выйдут на режим «разрядки ситуации» к сентябрю 2021, то общее падение товарооборота за 2021 год может составить порядка 5-6% с последующим проседанием еще на 7-8% в 2022 году.

Последнее в рубрике