«Я никогда не боялась косых взглядов и насмешек из-за того, что я рома»
22.05.2021
Людмила Дрик, Завтра твоей страны, фото: из архива героини

«Я никогда не боялась косых взглядов и насмешек из-за того, что я рома»

У Рамины высокий певческий голос – сопрано, два образования – музыкальное и юридическое, счастливый брак, маленькая дочка. А еще страстное увлечение декупажем, которое потихоньку и неожиданно для нее самой превращается в профессию.

Когда мы общаемся по телефону, она легко соглашается на интервью. А при встрече поднимает на меня глубокие черные глаза и неожиданно говорит: «А может, не стоит обо мне писать?» Оказывается, готовясь к разговору с журналисткой, она сидела в интернете, читала статьи по теме и комментарии к ним. И была шокирована потоком злобы, которую изливали анонимные комментаторы на людей ее национальности.

Рамина – представительница народности рома.

Рамина Вайтеховская родилась в Смоленске в семье рома. Сегодня она уже пять лет как минчанка. Переехала из России к мужу-минчанину, растит дочь и оформляет ремесленничество. Во время декретного отпуска увлеклась свадебным декупажем и уже получила несколько серьезных заказов.

– Мои родители закончили только среднюю школу, продолжить образование никому из них не довелось. А вот у бабушки – ей сейчас 74 года – среднее специальное образование, она всю жизнь проработала ветеринаром. В нашей семье по вопросу образования двух мнений не было: старшее поколение было уверено, что мы с братом обязательно должны продолжить учебу после школы.

Меня всегда манила музыка, пение. Параллельно с общеобразовательной школой я окончила школу искусств, а потом четыре года проучилась в Смоленском музыкальном училище по специальности академическое пение и оперный вокал. Мой преподаватель, оперный певец Рафик Керимов, не раз говорил: «Обычно, когда приходят ученики, нужно прикладывать много усилий, чтобы поставить голос. Но если ученик – рома, он приходит и сразу поет». Самое важное достояние рома – культура. У всех нас есть предрасположенность к творчеству, артистичность.

1

В прежние времена ромские женщины были музами и вдохновительницами поэтов и художников. А сегодня они часто связывают жизнь с бьюти-индустрией, становятся мастерами по маникюру, парикмахерами, визажистами. Потому что чувство прекрасного у нас в крови.

– Рамина – очень красивое имя…

– Но вовсе не ромское! – улыбается молодая женщина. – Меня назвали в честь певицы Ромины Пауэр из знаменитого вокального итальянского дуэта Al Bano & Romina Power. В середине 80-х они завоевали мировую популярность. И мой отец, когда я родилась, сказал: «Хочу, чтобы мою дочь звали Раминой и чтобы она так же прекрасно пела!» Как видите, его желание исполнилось. Но родители настояли на том, чтобы я, кроме музыкального, получила еще и юридическое образование. Саратовская государственная юридическая академия – один из самых престижных российских юридических вузов. В Смоленске открылся его филиал, и я была в первых рядах. Нас на потоке было всего 16 человек. Я бесконечно благодарна родителям за то, что они всегда меня направляли и поддерживали. Правда, помочь с учебой не могли… А я радуюсь тому, что сама смогу оказать дочери не только моральную поддержку.

Мне сейчас иногда говорят: «Зачем было учиться одиннадцать лет, получать два образования, чтобы сейчас заняться декупажем?» Но я точно знаю, что без образования женщине рома в наше время не обойтись.

Образование – это главное условие интеграции в социум. Большинство моих подруг-рома имеют высшее образование. Две сокурсницы работают в Сбербанке России на высоких должностях, еще одна открыла собственную турфирму и играла в театре «Ромэн». Да и я не забросила свои «корочки»: до сих пор пишу курсовые по юриспруденции, стараюсь отслеживать, что происходит в правовой сфере.

– Во время учебы сталкивались с дискриминацией?

– Никогда не сталкивалась. Меня всегда любили и одноклассники, и сокурсники, и все мои учителя. Музыкальное училище я окончила с красным дипломом, в институте была старостой, председателем студенческого совета. Как вы думаете, выбрали бы меня старостой и председателем, если бы относились ко мне с опаской, не доверяли? Я никогда не боялась косых взглядов и насмешек. Всегда гордилась тем, что я представительница рома, цыганка. Кстати, многие рома считают слово «цыгане» оскорбительным. Сродни тому, что вы бы назвали украинца «хохлом», а белоруса – «бульбашом». Это неприятно, правда же? Но мне оно кажется вполне нейтральным. Не верю, что Пушкин хотел нас оскорбить, когда написал: «Цыганы шумною толпой по Бессарабии кочуют…» Так что мне слова «цыгане», «цыганка» не режет слух. Я не стану поправлять человека, если он так меня назовет. Важно не название, а отношение. Многие думают, что цыгане по-прежнему живут табором и торгуют наркотиками. 

– Как вы оказались в Минске?

— С будущим мужем познакомилась одиннадцать лет назад: он приехал на свадьбу в Смоленск. Мы поддерживали отношения, между нами был уговор: поженимся, когда я закончу учебу. Но жизнь внесла коррективы. Когда я училась на третьем курсе, у Саши умерла мать. Дом осиротел, в нем остались одни мужчины: отец и двое сыновей. И я подумала: если человек не делит горе, зачем он нужен в радости? Перевелась на заочку и переехала в Минск. Это было такое темное, грустное, трагичное время. Все тосковали, переживали потерю, нужно было аккуратно и бережно выводить их из этого тяжелого состояния.

Когда родилась дочь, в доме словно взошло солнце. Кстати, старшее поколение в семье мужа – свекор и его сестры – тоже поддерживали мое стремление учиться: «Ни в коем случае не бросай, надо получить диплом». Когда я готовилась к экзаменам, категорически запрещали мне стоять у плиты!

Когда родилась дочка, было супертяжело совмещать учебу, быт, заботу о ребенке, признается Рамина.

– Мне нужна была работа, которая была бы источником радости и вдохновения и оставляла силы для семьи. Увидела работы российского мастера декупажа Анастасии Костиной и поняла: хочу, как она. Была уверена, что не смогу. Но надо пробовать, учиться. Я сейчас штудирую химию и физику. Нельзя просто так посадить стразы на бархат, нужно изучать адгезию – сцепление поверхностей разнородных тел. Как температура клея повлияет на сохранность изделия? Как правильно приклеить металл к стеклу? В любом деле важен опыт. Видели бы вы мои первые шары! В моей мастерской есть полка позора – специально для моих неудачных опытов, я вам ее покажу, – смеется Рамина.

Первые удачные изделия Рамина дарила друзьям и знакомым. А потом неожиданно для себя самой начала получать свадебные и новогодние заказы. Тогда она поверила в себя, купила дорогой мастер-класс по инкрустации, завела страничку в Instagram.

1

– Сейчас прохожу обучение, хочу стать профессиональным инкрустатором. Благодаря программе поддержки ромских женщин собираюсь обновить блог в Инстаграме, заказать профессиональную съемку. Количество подписчиков перевалило за 2 тысячи, нужно уважать своих потенциальных клиентов и красиво подавать свою работу. В Минске существует такая программа, оказывающая помощь тем, кто уже сдвинулся с мертвой точки и идет к своей мечте.

– О какой жизни мечтаете для дочери? 

– Она обязательно получит высшее образование. Это даже не обсуждается. Я мечтаю видеть ее архитектором. Но когда она вырастет и будет выбирать свой путь в жизни, навязывать свою точку зрения не стану.

– Какие стереотипы в отношении рома царят в обществе, вы знаете. А какими видят себя сами рома? Правда ли, что у рома способности к языкам – из-за того, что приходилось много путешествовать, приспосабливаться к новым обстоятельствам?

– Насчет языков – английский мне всегда давался тяжело. А для интернет-продаж и вообще для общения в сети он очень нужен, так что сейчас мне придется наверстывать упущенное. С другой стороны, с музыкальными терминами – а они все на итальянском, – проблем никогда не возникало. Что касается наших положительных качеств – мы очень сплоченные, всегда стараемся поддерживать своих. У нас много друзей, кумовьев. Мы очень общительные и дружелюбные, любим отмечать праздники весело – шумною, действительно, толпой. С соседями живем дружно. Когда новые знакомые узнают, что я рома, удивляются, но без негатива. Я заметила, что менталитет русских и белорусов отличается. Русские в целом более дружелюбны, ближе к ромам по темпераменту: душа нараспашку. Белорусы – более закрытые, не готовы принять тебя сразу, раскрываются постепенно.

Рамина задумывается и вдруг говорит:

– Знаете, я понимаю, почему многие сейчас хотят уйти от слова «цыган», сменить его на «рома». Слишком много негатива, стереотипов и предрассудков прилипло к слову «цыган». Хочется избавиться от этого негатива. Кажется, нам всем нужно обновление, перезагрузка.

От ромской женщины в семье очень многое зависит

В Беларуси, по данным переписи населения 2019 года, официально декларировали себя ромами 6 848 человек.

– Реальная численность ромского населения в разы больше, – говорит заместитель руководителя общественного объединения «Белорусская цыганская диаспора» Артур Гомонов. – Многие рома не указывают принадлежность к ромской национальности, чаще всего именно из-за стереотипов и предубеждения по отношению к ним. Такая ситуация, кстати, типична для всех постсоветских стран.

По словам Артура Гомонова, время диктует свое: если раньше рома жили закрытой общиной, то сегодня молодежь, да и люди старшего поколения понимают, что интеграция поможет значительно улучшить качество жизни и решить множество жизненных проблем.

– В последние годы резко возросло число ромских девушек и юношей, получающих профессионально-техническое и высшее образование. Молодежь понимает, что без образования вряд ли получится занять достойное место в жизни. Сейчас многие мужчины-ромы заняты в строительстве – работают каменщиками, электриками. Есть и те, кто успешно осваивает IT-направление. Женщины выбирают профессии повара, кондитера, швеи, парикмахера. К сожалению, при устройстве на работу многие рома все еще сталкиваются с дискриминацией по национальному признаку. Когда работодатели узнают, что соискатель – рома, они очень неохотно берут его на работу или просто отказывают.

Ряд проектов социальной интеграции ромского населения в Беларуси направлен на вовлечение в интеграционные процессы женщин, особенно молодых.

– От ромской женщины в семье очень многое зависит, – объясняет Артур Гомонов. – Традиционно она – хранительница домашнего очага, занимается воспитанием детей. Пример матери оказывает на детей решающее воздействие. Если она получит образование, найдет себя в профессии, будет чувствовать себя успешной и уверенной в себе, то и дети с большой вероятностью пойдут по ее стопам. 

Рома в мире и в Беларуси

Пятьдесят лет назад, 8 апреля 1971 года, в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс, на который собрались представители из 30 стран планеты. Главным итогом конгресса стало признание цыган «единой нетерриториальной нацией» и принятие их флага и гимна.

Цыганский флаг поделен на синее (сверху) и зеленое (снизу) поля, а в центре его – красное колесо. Это «дхармачакра» (колесо дхармы), которая символизирует индоарийское происхождение цыганского народа. Такое же колесо можно увидеть на флаге Индии.

Зеленое поле на флаге рома – это земля, область материального, практического, синее поле – небо, область духовного, а колесо дхармы – вечные скитания по земле.

Расположение колеса в центре равными долями между зеленым и синим полями означает, что народ рома должен равно заботиться как о материальной стороне жизни, так и о ее духовном наполнении.

Согласно красивой легенде, в Египте жил народ, предводители которого пообещали Моисею вместе с ним уйти из страны и странствовать вместе. Но обещание не сдержали и пошли другой дорогой, а разгневанный Моисей произнес: «Вы всегда будете кочевать, и никогда не будете иметь своей земли». С тех пор цыгане кочуют.

Довольно успешная попытка приучить цыган к оседлости была предпринята в XVII в. на территории Речи Посполитой – государства, в состав которого входили земли нынешней Беларуси. Цыганам дали административные полномочия: выборные лица назывались цыганскими королями и наделялись неограниченной властью над цыганами. Самой известной была цыганская община в местечке Мир, где правил цыганский король Ян Марцинкевич, водивший дружбу с влиятельным магнатом Радзивиллом – Пане Коханку.

В Советском Союзе конец кочевой жизни рома положил принятый в 1956 году Указ Президиума Верховного Совета «О приобщении к труду цыган, которые занимаются бродяжничеством».

Последнее в рубрике