«И это еще не дно». Автомобилей в Беларуси продано на 40% меньше, чем год назад
30.05.2020
Фото: avto.tut.by

«И это еще не дно». Автомобилей в Беларуси продано на 40% меньше, чем год назад

В стране зафиксирован рекордный спад продажи новых автомобилей.

В прошлом году белорусские автодилеры, члены Белоруской автомобильной ассоциации (БАА), продали рекордное число новых автомобилей — 64 509, что на 22 % больше, чем годом ранее.

Первый квартал текущего года был удачен во многом потому, что после мартовской девальвации белорусы активно покупали новые машины, рассказал газете «Белорусы и рынок» руководитель автомобильной ассоциации «БАА» Сергей Михневич.

— Но весь прирост марта «съело» апрельское падение — машин было продано на 58% меньше, чем в марте, и более чем на 40% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Это рекордный спад. В итоге наш рынок откатился года на два назад: за четыре месяца реализовано порядка 20 тыс. машин. И мы предполагаем, что это еще не дно, — признал руководитель «БАА».

Оценка базируется на том, что в апреле дилеры отпускали довольно большое количество машин, законтрактованных в марте, потому что многие компании не успевали отгрузить «девальвационные» авто, а многие банки — одобрить сделки.

Коронакризис: Почему небогатые страны пострадают больше других?

— Фактически продажи апреля еще меньше, чем зафиксировано. А так как в апреле у дилеров не было серьезного задела на май, то текущий месяц будет еще хуже — сбываются самые мрачные прогнозы. Несколько месяцев назад экспертная оценка БАА была следующей: замедление мировой экономики, помноженное на коронакризис и нефтяную войну с Россией, приведут к 50-процентному падению рынка. Все к этому идет, — таков прогноз от Сергея Михневича.

По его словам, в одно время сошлось много факторов: карантин и остановка заводов и отгрузок в Россию (а у нас более 80 % рынка — российские авто), у людей нет денег, нет уверенности в завтрашнем дне.

— Спрос пока трудно предсказать, но в целом продажи II квартала будут провальными, — считает собеседник газеты.

СОНАР-2050: И без карантина удар COVID-19 по белорусской экономике будет весьма чувствительным

По его словам, еще одним важным фактором станет отсутствие кредитов.

— Все последние годы рынок рос только благодаря доступности кредитов, так как у белорусов не было денег на покупку авто. И если даже условия кредитования не ухудшатся, то на фоне роста безработицы, увольнений, сокращения рабочего времени и в итоге падения доходов населения (с которым уже столкнулся белорусский рынок) здравомыслящий человек или предприятие вряд ли будет брать кредит, не будучи уверенным в своем заработке, — резюмирует Сергей Михневич.

Шансы на восстановление рынка летом эксперт оценивает как весьма небольшие, даже если будут сняты эпидемические ограничения в России, у нас, в Европе и возобновятся поставки автомобилей всех брендов без ограничений.

— Мне кажется, что ждать восстановления рынка осенью тоже преждевременно, нас ждут тяжелые месяцы до конца года. С учетом того, что I квартал был весьма неплохим и что в оставшиеся месяцы года рынок упадет не более чем на50 % по сравнению с 2019-м, то по году он может провалиться на 30 % и более. В лучшем случае тренд на восстановление будет задан в следующем году, — считает Сергей Михневич.

Что немцу здорово, то белорусу клопат

Последнее в рубрике