Государство в долгах
10.11.2020

Государство в долгах

Госдолг Беларуси в октябре 2020 года составил 56,9 млрд. рублей. Только с начала года он увеличился на 12,1 млрд. рублей или на 27%. Таким образом на каждого жителя страны приходится по 6050 рублей госдлолга. Большую часть этой суммы составил внешний долг, сформированный в валюте.  Как мы к этому пришли и как обстоят дела у соседей?

Заимствование государством денежных средств является неотъемлемой частью экономик большинства стран.

Рост государственного долга стал активно сопровождать развитие Беларуси с 2007 года, когда мировая экономика ощутила кризис, а национальная еще и рост цен на российские энергоносители. Тогда правительство стало активно привлекать кредитные ресурсы для увеличения золотовалютных резервов, а источником заимствований стали зарубежные страны, международные организации и выпуск облигаций. Банки и бизнес также стали более активно занимать за рубежом вслед за государством.

Суммарно задолженность государства, банков и бизнеса формируют валовый внешний долг. В начале 2020 года его структура в Беларуси выглядела следующим образом:

сектор государственного управления – 42,1%;

национальный банк – 2,4%;

прочие банки – 12,3%;

задолженность предприятий и организаций – 37,6%;

прямые инвестиции – 5,6%.

Очевидно, что большую часть внешнего долга составляет задолженность сектора госуправления. Более того, государство как собственник значительного числа кредитуемых предприятий и организаций в конечном итоге несет и их долговую нагрузку. На 1 января 2020 г. внешний долг, гарантированный правительством Беларуси, составил 3,5 млрд. рублей. Рассмотрим подробнее валовый внешний долг и его государственную составляющую в Беларуси и соседних странах.

По объему внешней долговой нагрузки Беларусь близка к Литве (34,4 млрд.долл.США на начало 2020 года) и Латвии (38,3), в три раза уступает Украине (120,3) и ожидаемо более существенно отстает от Польши (331,7) и России (491,4). Однако при схожести величин задолженности Беларуси и Прибалтийских стран, куда более впечатляюще выглядит динамика данного показателя. Так с 2003 года валовый внешний долг Беларуси вырос в десять раз, в то время как аналогичный показатель в Литве и Латвии вырос в 4 раза. В три раз с 2003 года вырос показатель валового долга Польши и России. В пять раз в Украине.

Среди соседних стран только в Литве доля государственной задолженности в структуре валового внешнего долга превосходит аналогичный показатель в Беларуси. Ниже всего данный показатель в России. Наличие опоры в виде сырьевого сектора и более обширного внутреннего рынка для заимствований позволяет Российской Федерации минимально прибегать к внешним долгам. Любопытно, что Россия до сих пор выплачивает долги, оставшиеся ей в наследство от советского времени. Однако размер данной задолженности к настоящему времени составляет менее полумиллиарда долларов США или менее одного процента внешнего государственного долга.

Внешний долг органов государственного управления в Беларуси среди стран-соседей равен аналогичной задолженности Литовского правительства (16,2 млрд.долл.США на начало 2020 года), но в 1,7 раза превосходит Латвийский (10,4). Государственный внешний долг России (69,9) всего в четыре раза большое белорусского, а польский (109,8) в 6,4 раза. Размер государственного внешнего долга правительства Украины (44,6) в 2,6 раза превышает аналогичный показатель для нашей страны.

С 2003 года внешний государственный долг России сократился на треть. Польский вырос в 2,4 раза. Украинский и литовский государственный долг за аналогичный промежуток времени увеличились в пять раз. Латвия нарастила государственный долг с 2003 года в 12,7 раз, а Беларусь в 46!

 

 

 

 

В начале года на одного жителя Беларуси приходилось 4,3 тыс. долларов США валового внешнего долга национальной экономики. С учетом численности населения наибольший размер валового внешнего долга среди стран соседей демонстрируют экономики соседних прибалтийских стран — Латвии (20,2 тыс. долларов США на жителя на начало 2020 года) и Литвы (12,3). В Польше (8,6) аналогичный показатель в два раза выше белорусского. В России и Украине, напротив, ниже — 3,3 и 2,9 тыс. долларов США на одного жителя соответственно.

За прошедшие шестнадцать лет размер валового внешнего долга экономики в расчете на одного жителя страны в России и Польше вырос в три раза. В пять раз в Литве и Латвии.  Для Украины рост составил 5,7 раза. В Беларуси суммарная внешняя задолженность экономики на одного жителя с 2003 года возросла в десять раз.

 

 

 

 

Размер внешней задолженности органов государственного управления в расчете на одного жителя в Беларуси на начало 2020 года составил 1,8 тыс. долларов США. Аналогичный показатель в России в три раза ниже — 0,48 тыс. долларов США. Для Украины это 1,1 тыс. Долларов США. Выше аналогичный показатель сложился в начале года в Польше — 2,8 тыс. Долларов США, Латвии — 5,5 тыс. Долларов США, Литве — 5,8 тыс. долларов США.

С 2003 года размер государственного внешнего долга на душу населения в России снизился на треть, в Польше напротив вырос в 2,3 раза. Для Украины данный показатель вырос в 5,8 раза, а для Литвы — в 6,2 раза. В Латвии размер внешней задолженности органов государственного управления в расчете на одного жителя за аналогичный период вырос в 15 раз, в Беларуси в 49.

 

 

 

 

С учетом уровня средних заработных плат для выплаты внешнего госдолга на начало текущего года занятым жителям России нужно отдать 1,2 месячного заработка, а работающим в Польше для этого нужно пожертвовать пятимесячным заработком. Несколько больше — 6 месяцев, для этого придется поработать в Украине. Около восьми месяцев для выплаты внешнего государственного долга нужно проработать в Литве. Больше всего аналогичный показатель в Латвии - 9,6 месяца. Всем занятым жителям Беларуси для выплаты внешнего государственного долга сформированного на начало текущего года пришлось бы пожертвовать почти семью средними месячными заработными платами.

 

 

В относительных величинах совокупных внешний долг и внешний долг органов государственного управления в расчете на одного жителя для Беларуси не выделяется среди близлежащих стран. Вместе с тем, темп его роста отличается существенно. При этом Беларусь в рассматриваемом периоде не переживала таких глубоких экономических трансформаций, связанных с вхождение в ЕС, еврозону, как страны Балтии или военно-политических конфликтов, как Украина.

Увеличение внешней долговой нагрузки Беларуси в условиях отсутствия внутренних источников заимствований обуславливается постоянной необходимостью рефинансирования текущих платежей по выплатам и обслуживанию государственного долга, а также поддержанием приемлемого уровня золотовалютных резервов. Ухудшение состояния экономики может вызвать потребность еще большего роста внешних заимствований для выплат по кредитам государственных предприятий и организаций, так как возможности бюджета по покрытию их убытков весьма ограничены.

Последнее в рубрике