Эксперты: Беларуси будет крайне трудно получить хоть какую-нибудь компенсацию потерь из-за «грязной» нефти
30.07.2019
Завтра твоей страны, фото: Stefan Sauer, DPA, TASS

Эксперты: Беларуси будет крайне трудно получить хоть какую-нибудь компенсацию потерь из-за «грязной» нефти

«Транснефть» намерена максимально сократить и затянуть выплаты компенсаций.

«Транснефть» обнародовала порядок выплат компенсаций из-за аварии на нефтепроводе «Дружба» – предельный размер составляет 15 долларов за баррель загрязненной нефти и только по подтвержденным документально убыткам.

15 долларов за баррель загрязненной нефти — 20-25% по отношению к цене настоящей нефти, сложившейся в апреле-июне — вряд ли окажут реальное воздействие на размеры компенсаций, которые российскому монополисту придется выплачивать. Однако сам подход – возмещение только тех убытков, которые понесли нефтетрейдеры, вынужденные продавать нефть с дисконтом из-за загрязнения, фактически исключает Беларусь из числа получателей компенсаций, отмечают эксперты «Беларусь в фокусе».

«Транснефть», по их мнению, намерена максимально сократить свою зону ответственности, исключив из нее упущенную выгоду контрагентов, и максимально затянуть сроки компенсаций, требуя документально подтвержденных потерь, признавая таковыми исполненные контракты с дисконтом и/или судебные иски (причем, скорее всего, уже возмещенные).

Даже российским нефтетрейдерам будет сложно доказать свои потери, которые складывались в основном из: 1) удорожания транспортировки альтернативными «Дружбе» путями; 2) потерь времени, т.е. упущенной выгоды; 3) ущерба для репутации. Российские кампании намерены обращаться в международные суды для истребования потерь от «Транснефти», поскольку не верят в российскую судебную систему и видят заинтересованность правительства в сокращении ответственности «Транснефти».

«Однако это длинный и политически не вполне безопасный путь – Кремль может посчитать эти попытки нанесением ущерба репутации России — отмечается в обзоре «Беларусь в фокусе».

Потери Беларуси складывались из сокращения экспорта нефти в период аварии, и, соответственно, потерь бюджета из-за утраты экспортных пошлин, потерь НПЗ из-за остановок производства, потерь оператора трубопровода из-за сокращения транзита.

Последний пункт, скорее всего, будет возмещен в какой то форме – либо за счет временного роста тарифов, либо за счет роста транзита в оставшийся период, однако доказать два первых пункта потерь будет очень сложно, считают эксперты.

Нефтяной форс-мажор: дождется ли Беларусь полной компенсации

Последнее в рубрике