Эксперт: Без серьезного прогресса в вопросах, интересующих Кремль, Москва не ослабит жесткую позицию по интеграции
16.07.2019
Завтра твоей страны, фото: Ритм Евразии

Эксперт: Без серьезного прогресса в вопросах, интересующих Кремль, Москва не ослабит жесткую позицию по интеграции

Ревизию союзной интеграции проводит экономический обозреватель Татьяна Маненок.

Обновленную программу углубления интеграции Беларуси и России передадут президентам  Беларуси и РФ на VI Форуме регионов Беларуси и России, который пройдет 16-18 июля в Санкт-Петербурге.

Предполагается, что дорожная карта по реализации инициатив в сфере союзной интеграции будет подписана в ноябре 2019 года. От ее реализации зависит решение целого пакета актуальных для Беларуси вопросов, пишет экономический обозреватель Татьяна Маненок в своем комментарии на сайте «Наше мнение».

Компенсация за налоговый маневр

Беларусь с 1 января 2019 года в рамках налоговой реформы в нефтяной отрасли РФ вынуждена была вслед за Россией практически на треть снизить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Как следствие, несут потери белорусские НПЗ из-за подорожавшей нефти, а белорусский бюджет недополучает экспортные пошлины на нефтепродукты.

Правительственные чиновники предварительно оценили потери от налогового маневра в 2019 году в 400 млн долларов, а за весь период реализации налогового маневра в 2019-2024 годах – более 10 млрд долларов.

Переговоры с правительством РФ о компенсации издержек из-за реализации налогового маневра белорусская сторона не прекращает с прошлого года. Ранее посол Беларуси в России Владимир Семашко в интервью телеканалу «Россия 24» оптимистично заявил, что у правительства РФ есть понимание проблем Беларуси, и стороны уже  приступили к обсуждению компенсационных механизмов. По его словам, они могут быть в виде межбюджетных трансферов, изменения формулы цены нефти, а также внесения в эту формулу специальной скидки.

«Размер же компенсации очевиден для двух сторон: должна быть возмещена разница в вывозных таможенных пошлинах, помноженная на объем поставляемой нефти», – сказал Владимир Семашко.

Однако в начале июля в интервью «Комсомольской правде» Владимир Семашко пожаловался: белорусская сторона направляла свои предложения  по механизмам компенсации за налоговый маневр, а также по цене на газ в Минэнерго РФ, «Газпром», правительство РФ, «предлагали разные методики, но пока не получили ни одного официального заключения».

Продолжая эту тему в интервью «Россия 24», В. Семашко отметил, что издержки от второго этапа налогового маневра «неподъемны» для Беларуси. «Российские НПЗ будут покупать нефть где-то за 83-84% от мировой цены. Мы же будем покупать по мировой цене. А что такое эта льгота? Для того, чтобы НПЗ нормально работал, брал кредиты, обслуживал их, модернизировался, достаточно 4-5%. А тут – 16-17%. А у нас этого не будет. Поэтому мы не сможем пережить налоговый маневр», – заявил посол.

МВФ ожидает потери Беларуси от налогового маневра в РФ в размере 5% от ВВП до 2024 года. В 2018 году ВВП Беларуси составлял 59,4 млрд долларов, к 2025 году, согласно планам белорусских властей, ВВП должен вырасти до 100 млрд долларов.

Равные цены на газ

Согласно ранее достигнутым договоренностям (протокол от 13 апреля 2017 года к межправительственному соглашению от 25 ноября 2011 года), Беларусь и Россия должны были к концу 2018 года выработать общую формулу, с тем чтобы выйти в перспективе на сопоставимые цены на газ для Беларуси и для потребителей Смоленской области России. А уже 1 июля 2019 года подписать соответствующее межправительственное соглашение.

В Минске  рассчитывали, что этот документ будет включать формулу определения цены на газ для Беларуси, которая позволит к 2025 году – к предполагаемому сроку создания общего рынка газа в ЕАЭС – сблизить цену на импортируемый газ с ценой для потребителей Смоленской области РФ. Сейчас эта цена отличается примерно в 2 раза.

Станет ли Россия шантажировать Беларусь ценой на газ?

Белорусско-российские переговоры по новым условиям поставок газа в Беларусь с 1 января 2020 г ведутся на протяжении уже полутора лет. Однако консенсус пока не достигнут.

Условия кредита на строительство БелАЭС

Физический пуск первого энергоблока БелАЭС запланирован на осень 2019 года, второй – в 2020 году.

Строительство БелАЭС финансируется за счет государственного экспортного кредита РФ в объеме до 10 млрд долларов. Реально станция будет стоить дешевле. Президент Беларуси Александр Лукашенко во время ежегодного послания к белорусскому народу и парламенту в апреле 2019 года заявил, что стоимость строительства БелАЭС может составить менее 7 млрд долларов.

Эксперт: Каждый белорус уже должен за БелАЭС по тысяче долларов

Соглашением предусмотрено, что на половину суммы кредита процент фиксированный – 5,23% годовых, на вторую половину ставка  плавающая – ставка LIBOR для 6-месячных депозитов в долларах США (на Лондонском межбанковском рынке по состоянию на первый день соответствующего периода начисления процентов) плюс маржа в размере 1,83% годовых. Согласно условиям контракта, Беларусь должна начать погашение кредита через 6 месяцев с даты ввода в эксплуатацию АЭС, но не позднее 1 апреля 2021 года – тридцатью равными долями каждые шесть месяцев.

Понимая предстоящие проблемы, связанные с выплатой огромного кредита, белорусская сторона заранее начала торг за более выгодные кредитные условия, воспользовавшись тем, что по вине российского подрядчика сроки строительства станции сдвинулись на год.

Однако пока белорусские властям не смогли договориться с Москвой о пересмотре условий атомного кредита. Вице-премьер Беларуси Игорь Ляшенко в мае сообщал, что предложения Беларуси по изменению условий кредита еще обсуждаются российской стороной «на высоком уровне». Этот вопрос Москва  сейчас также рассматривает в увязке с углублением интеграционных процессов в рамках Союзного государства.

Завис российский госкредит

В пакете проблемных вопросов оказалась не только нефтегазовая тематика, но и ранее согласованные договоренности в кредитно-финансовой сфере. Беларусь обратилась к РФ за кредитом для рефинансирования долга на 600 млн долларов, но правительство РФ пока не приняло решение по этому вопросу.

До разрешения интеграционной проблематики зависло выделение межгосударственного кредита в объеме 630 млн долларов на рефинансирование российской части госдолга Беларуси, а также перечисление финального транша кредита Евразийского фонда стабилизации и развития ) на 200 млн долларов.

Беларусь вынуждена была искать альтернативу российскому кредиту – в апреле она вышла на подписание рамочного соглашения с Банком развития Китая.

Встреча президентов: промежуточный этап на пути дальнейшего торга

Предстоящая встреча президентов Беларуси и России вряд ли поможет снять накопившийся пакет проблемных вопросов во взаимоотношениях ближайших союзников.

Без серьезного прогресса в вопросах, интересующих Кремль, Москва не ослабит жесткую позицию в отношении российско-белорусской интеграции, о чем свидетельствует недавнее назначение бывшего посла России в Беларуси Михаила Бабича заместителем министра экономического развития РФ, который в новой должности продолжит заниматься двусторонними отношениями.

Класковский: «Бабич будет помогать Кремлю додавливать белорусского партнера

В то же время само согласование интеграционной повестки может натолкнуться на непреодолимое противоречие. Очевидно, что Москва стремится склонить белорусское руководство принять новый пакет конкретных обязательств по углублению интеграции и жестко зафиксировать сроки их реализации, ибо базовый Договор от 1999 года перестал быть обязывающим документом. Минск же, в свою очередь настаивает на том, что сначала нужно создать равные условия для субъектов хозяйствования Беларуси и России – а значит, получить компенсацию за налоговый маневр, уравнять цены на газ с российскими, снять административные запреты на пути поставок белорусской продукции на российский рынок, разблокировать финансирование, и только затем заняться более глубокой союзной интеграцией.

Деньги кончились: как Беларусь будет жить без России

Полностью текст читайте здесь

Последнее в рубрике