
Экономический спад в Беларуси во 2-3 кварталах может быть самым масштабным за несколько десятилетий
Если в начале года в Беларуси были в основном оптимистичные экономические прогнозы, то сегодня они, как минимум, не столь оптимистичны, а часто достаточно драматичны.
Об этом сообщил старший научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Дмитрий Крук в ходе онлайн-семинара, посвященного состоянию белорусской экономики, ее анализу и прогнозам.
По словам Дмитрия Крука, за 5 месяцев текущего года факторы риска для глобальной экономики претерпели достаточно существенные изменения. Это, в свою очередь, говорит о том, что в ближайшем времени экономики многих стран могут столкнуться с новыми проблемами, о которых экономисты пока не подозревают.
— Протесты, которые сегодня идут в США и перекидываются на Европу – это тоже своеобразное проявление накопленных проблем, — отметил Дмитрий Крук.
Он отдельно остановился на том, что отличает нынешние экономические проблемы от проблем последних 25 лет.
Ранее практически всегда проблемы возникали из-за спроса. Сейчас же один из очень редких кризисов, когда напрямую затрагивается предложение. Во многих отраслях во многих странах произошло вынужденное сворачивание производства. Также произошло достаточно существенное нарушение, а в ряде случаев, и разрыв глобальных цепочек создания добавленной стоимости. При этом пандемия повлияла и на спрос.
— В результате мы получили двойной кризис – на спрос и на предложение. В самой простой картине спроса и предложения, то есть когда у нас проседает и то, и другое, мы понимаем, что падение равновесной величины объема выпуска может быть очень существенным, — рассказал Дмитрий Крук.
По оценке эксперта, экономическое «проседание» в Беларуси, во всяком случае, во 2-3 кварталах может быть самым масштабным за несколько десятилетий.
Как белорусам поверить в свой рубль и перестать копить доллары
Что же касается потенциального «дна» кризиса, то, по словам Дмитрия Крука, для большинства стран при активном воздействии пандемии на экономическую активность оно колеблется в районе 15%. Это не означает обязательный спад ВВП на 15%. Это потенциальное дно, которого может достигать экономика в момент, когда меры против коронавируса будут задействованы.
По сути, как отметил экономист, главными для всего мира сейчас остаются три вопроса:
Как долго продлится эпидемия и карантинные меры?
Насколько эффективны будут антикризисные меры?
Перерастет ли спад ВВП в масштабное финансовое инфицирование, приводящее к новой волне спада?
В то же время Дмитрий Крук обратил внимание, что важной особенностью текущей ситуации является вероятность затягивания пандемии.
— Если возникнет вторая волна пандемии, о которой предупреждают многие эпидемиологи, и ряд бизнесов уйдет из игры, не выдержав убытков, которые они вынуждены накапливать, то это шок со стороны предложения будет приводить к затягиванию восстановления. Но пока остаются и даже существенно возросли шансы на возврат к статус-кво где-то к началу следующего года. Однако это далеко не единственный вариант, — признал экономист.
МВФ может не дать денег до выборов, а предприятия будут распродавать склады