Дорожные карты: Что Россия хочет от Беларуси по налогам и таможне
15.09.2021

Дорожные карты: Что Россия хочет от Беларуси по налогам и таможне

В некоторых картах скрываются мероприятия, давно запланированные в разных соглашениях, заключенных ранее. Но изменение пределов интегрирования может дать несколько иные результаты.

Колумнист Office Life Леонид Фридкин разбирает содержание дорожных карт по прослеживаемости товаров (№ 9) и налогам и таможне (№ 11) и оценивает, получит ли Россия контроль над Беларусью в случае их подписания.

Например, интеграция информационных систем государственных контролирующих органов по прослеживаемости и маркировке товаров (карты № 9 и 10) предполагает синхронизацию подходов к функционированию соответствующих механизмов. Однако это предусмотрено и в рамках ЕАЭС. Так, Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию союза, вступило в силу 3 февраля. Но в нем предполагается создание в каждой из стран ЕАЭС собственного сегмента общей системы прослеживаемости, куда вносятся данные о товарах на основе сопроводительных документов. Этот сегмент уже создан в Беларуси в соответствии с указом от 29.12.2020 г. № 496, а в России — законом от 9.11.2020 г. № 371-ФЗ.

В придачу соглашение ЕАЭС предусматривает лишь обмен данными между странами союза, а в карте № 9 декларируется намерение осуществить «интеграцию информационных систем для автоматизации обмена данными». Если это означает сопряжение национальных программных комплексов, то российские налоговики смогут узнать все о движении через нашу страну товаров, подлежащих прослеживаемости. Правда, у нас список таких товаров включает в себя пока только холодильники и шины, в РФ он гораздо обширнее. Так что здесь тоже потребуется унификация, а как далеко она зайдет — еще неизвестно.

Интеграция информационных систем по маркировке товаров может несколько облегчить доступ белорусских товаров в РФ, но и российских — к нам. Возможно, это отчасти компенсирует расходы по унификации порядка маркировки в обеих странах, но пока у бизнеса с ней одни хлопоты и множество недоразумений.

Что скрывает дорожная карта № 11

Самой интересной выглядит карта № 11: гармонизация налогового и таможенного законодательства и сотрудничество в таможенной сфере. Здесь стороны договорились заключить международные договоры об общих принципах налогообложения по косвенным налогам. Это довольно неожиданно. Два года назад речь шла об унификации налоговой системы в целом и даже принятии единого Налогового кодекса. Помнится, в августе 2019 года глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин заявлял, что «единый кодекс — вопрос-глыба, который нужно будет сдвинуть».

С тех пор сменились и министры, и сама концепция. По-видимому, авторам дорожных карт не по силам оказалась ни эта глыба, ни ряд отягощающих ее вопросов, о которых я писал ранее. Судя по нынешнему заявлению правительств, речь более не идет ни о едином кодексе, ни об унификации порядка исчисления налогов на доходы и собственность компаний и граждан, применения УСН и иных особых режимов налогообложения. Следовательно, в каждой из стран будут свои размеры вычетов, налоговые льготы, правила контроля и санкции за нарушение налогового законодательства. Сохранятся и льготы, установленные для отдельных секторов, отраслей, территорий, в т. ч. в белорусском Парке высоких технологий и индустриальном парке «Великий камень», СЭЗ и т. п., а также на российских территориях опережающего социально-экономического развития и в специальных административных районах.

«Теперь необходимо оперативно подготовить к подписанию договор об общих принципах налогообложения по косвенным налогам и внедрить интегрированную систему их администрирования»,— заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на заседании союзного Совмина.

Вообще-то, такие принципы уже закреплены в статье 72 Договора о Евразийском экономическом союзе. Да и других документов было немало. Еще в 1998 году странами СНГ было заключено Соглашение о принципах взимания косвенных налогов. Позднее наша страна подписала двусторонние соглашения отдельно со всеми странами содружества, в т. ч. в 2004-м — с РФ, а в 2008-м — такое же соглашение в рамках Таможенного союза. В придачу имеются протоколы о порядке взимания косвенных налогов в Таможенном союзе 2009 года и отдельно с РФ 2007 года. В рамках договора о ЕАЭС подписаны протоколы об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами, а также Соглашение о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию. По акцизам на алкоголь и нефтепродукты до сих пор договориться не удалось.

Здесь существует множество противоречий. К примеру, сейчас в Беларуси самые низкие ставки акцизов на сигареты, что обеспечивает им колоссальное конкурентное преимущество. Запланированное упомянутым соглашением повышение с 2024 года ставок акцизов несколько подрывает эти позиции, а более жесткая унификация способна буквально уничтожить белорусских производителей, а следовательно — отечественный бюджет.

Еще один нюанс — создание совместного Комитета Союзного государства по налоговым вопросам. Однако это будет лишь консультативный орган. Такой статус явно не тянет на статус наднационального регулятора.

Нынешний глава Минэкономики РФ Максим Решетников заверил, что планы карты № 11 не приведут к повышению налоговой нагрузки — речь идет о снижении возможности «пользоваться разной интерпретацией законодательства». Что ж, его предшественник обещал нечто помасштабнее.

Пока не совсем ясно, как будет выглядеть интегрированная система администрирования косвенных налогов двух стран. Если она решит проблемы подтверждения права на нулевую ставку НДС, то это сильно облегчит жизнь белорусских экспортеров. А если дело ограничится ликвидацией некоторых схем ухода от налогов, кое-кто серьезно пострадает.

С другой стороны, если унификация косвенных налогов поможет получить у россиян компенсацию за их налоговый маневр в нефтяной сфере, это будет неплохое подспорье для белорусской казны. Но дойдет ли дело до «отрицательного акциза», мы узнаем еще не скоро: все зависит от конкретного содержания дорожных карт и еще больше — от их фактической реализации на практике.

Вряд ли эти шаги сделают белорусскую экономическую модель более рыночной или менее административно-командной. Никакие правила предоставления отчетности и налогообложения здесь ничего не меняют. Зато интеграция систем прослеживаемости и взимания косвенных налогов позволит отслеживать из Москвы товарные и денежные потоки Беларуси, причем как внешние, так и внутренние. Это еще не контроль, тем не менее возможности Кремля влиять на белорусскую экономику существенно вырастут.

Последнее в рубрике