Долговая нагрузка областных бюджетов превышает уровень экономической безопасности
08.09.2020

Долговая нагрузка областных бюджетов превышает уровень экономической безопасности

И такая ситуация складывается уже не первый год.

В условиях ухудшающейся экономической конъюнктуры и неопределенности на внешних рынках перспективы белорусской экономики выглядят безрадостно — снижение ВВП и, как следствие, доходов бюджета, которые вряд ли удастся восполнить в ближайшее время. Такая ситуация обостряет вопрос о росте государственного долга.

Государственный долг Беларуси за полгода вырос на 17,5% до 52,6 млрд. рублей. Основной поток заимствований традиционно идет из-за рубежа и сейчас в основном за счет выпуска облигаций. Однако государство занимает посредством облигаций и внутри страны, причем как на уровне центрального правительства, так и местных органов власти. В настоящий момент находятся в обращении более 140 выпусков облигаций местных органов власти - районных и областных исполнительных комитетов. Как это влияет на местные бюджеты?

Долговая политика в Беларуси регулируется как на республиканском уровне, так и на местном. Лимиты внутреннего и внешнего государственного долга устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Так бюджетом 2020 года установлены следующие лимиты:

— лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь в размере 9,5 млрд. рублей;

— лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь в размере 20,5 млрд. долларов США;

По состоянию на 1 июля 2020 года внешний государственный долг составил 18,0 млрд. долларов США (увеличился с начала года на 17,5%), а внутренний госдолг — 9,3 млрд. рублей (вырос с начала года на 6,4%).

Помимо республиканских властей возможность самостоятельно привлекать заемные средства имеют право местные власти. Заимствования на местном уровне также законодательно регулируются и не должны превышать 80% доходов местного бюджета (за вычетом субвенций и межбюджетных трансфертов — поддержки вышестоящего бюджета).

Таким образом, на текущий момент объем внешнего госдолга близок к пороговому значению, а внутренний госдолг вплотную остановится у своего потолка. Иная ситуация с долгом местных органов власти — здесь долговая нагрузка практически всех областных бюджетов превышает уровень экономической безопасности. Причем такая ситуация складывается уже не первый год.

Местные органы власти заняли посредствам облигаций существенные суммы. На начало 2020 года объем выпусков облигаций местных органов власти составил 3,1 млрд. руб. Ранее ввиду большого объема заимствований местным органам власти было запрещено выпускать облигации в валюте. Поэтому уровень совокупного долга по отношению к доходам бюджета по областям начал снижается, однако по большинству регионов он все еще превышает порог экономической безопасности. Так в 2019 году уровень совокупного долга по отношению к доходам бюджета в Витебской области — 108%, Гомельской области — 82%, Гродненской области — 82%, Минской области — 96%, Могилевской области — 91%. Единственная область, долги которой ниже допустимого порога — Брестская. Кроме того, не превышают порогового значения долги столицы.

Значительный объем долговых обязательств местных органов власти во многом обуславливается выданными ранее гарантиями по кредитам коммунальным предприятиям. В результате секьюритизации косвенный долг местных органов власти перешел в прямой долг облисполкомов. Секьюритизация – вид рефинансирования различных активов посредством их трансформации в ликвидные ценные бумаги, которые должны свободно обращаться на фондовом рынке. Механизм секьюритизации позволил за счет выпуска областными исполнительными комитетами облигаций, реализованных банкам, погашать их за счет средств предприятий (заемщиков). Но большое число неплатежеспособных местных госпредприятий, особенно в сфере сельского хозяйства, не способны своевременно возвращать средства в казну, в результате чего долг перекладывается на плечи государства, точнее бюджета и выплачивается, соответственно, за счет средств налогоплательщиков.

Долги сельского хозяйства является тяжелым бременем местных бюджетов. По данным Минфина до трети всех дополнительных собственных доходов местных бюджетов (если исключить Минск, то все 40%) в 2019 году ушла на поддержку сельского хозяйства, а в среднем по областям на нужды сельского хозяйства пришлось 8% совокупных затрат. Объем дополнительных поступлений, сверх первоначально утвержденного плана, составил в 2019 году почти 1,3 млрд рублей.

Неплатежеспособность организаций по своим обязательствам создает риски для местных бюджетов.  Обязательства по облигациям накладывают на них дополнительные расходы и тем самым усложняют задачу исполнения базовых расходов, расчетов с банками и иными субъектами хозяйствования.

Возможности местных бюджетов постоянно вытягивать нерентабельные предприятия крайне сомнительны. Большинство местных бюджетов и так не в состоянии финансировать свои расходы за счет собственных доходов.  В то время как проблемы республиканского бюджета во многом обуславливаются сложностями с доступом на рынки во внешнеэкономической деятельности и макроэкономической конъюнктурой цен, то проблемы местных бюджетов очевиднее — они в большинстве своем дотационные.

Доходы, которые остаются на местах, покрывают в среднем около 78 процентов расходов, причем данный показатель имеет очень широкий разброс. Так в 2019 году от района к району этот показатель варьируется от 19,6 процентов в Кормянском районе до 99,2 процентов в столице.

1

По данным бюллетеня Министерства финансов Республики Беларусь об исполнении бюджета за 2019 год

Итоги работы экономики за январь-июнь обнажили в бюджете сектора государственного управления (республиканский бюджет, местные бюджеты и ФСЗН) дыру в сумме 2,1 млрд. рублей. Из них 1,8 млрд. рублей — дефицит республиканского бюджета. Это при том, что проект республиканского бюджета исходил из дефицита на весь текущий год в 1,0 млрд. рублей. Даже с учетом положительного сальдо фонда соцзащиты, еще около 0,4 млрд. рублей — брешь в бюджетах регионов. Проект Основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики на 2021–2023 годы оценивает дефицит консолидированного бюджета в целом по 2020 году и вовсе в 6,4 млрд. рублей. Следовательно, риски долговой нагрузки местных бюджетов обостряются — снижается как их собственная доходная база, так и возможности по поддержанию местных бюджетов за счет средств вышестоящего республиканского бюджета. Очевидных и простых выходов из сложившейся ситуации нет. Каждый из возможных вариантов, от банкротства неэффективных предприятий до продолжения наращивания долга, несет в себе риски как для исполнения местного и республиканского бюджета, так и экономики в целом. Но рано или поздно, выбрать путь решения проблемы придется. Только откладывание проблемы на потом усугубляет тяжесть возможных негативных последствий.

Последнее в рубрике