Денег нет, но вы держитесь: как поддерживают доходы граждан в Беларуси и мире
03.03.2021
Борис Сумароков, Office life

Денег нет, но вы держитесь: как поддерживают доходы граждан в Беларуси и мире

Мир продолжает подводить итоги захлестнувшей его в 2020 году пандемии COVID-19 и коронакризиса глобальной экономики. Итоги, понятно, предварительные — конца пандемии пока не видно. Наверное, самый чувствительный после количества смертей вопрос, связанный с коронакризисом, — это поддержка и компенсация государствами потерянных их гражданами в ковидную пору доходов.

Портал Visualcapitalist с помощью динамической карты попытался визуализировать уровень господдержки, оказанной потребителям правительствами разных стран.

Почему речь идет именно о поддержке доходов, а не конкретно о зарплатах, компенсационных выплатах, пособиях, пакетах помощи? Формы и формальные причины финансовых потерь, понесенных рядовыми гражданами в чрезвычайной ситуации, могут быть разными. Нельзя все сводить к прямой безработице, когда налицо и сокращенная занятость с урезанной зарплатой, и перевод на «удаленку» при секвестре различных доплат в связи с закрытием офисов, и остановка или неполная загрузка предприятий. Так или иначе страдает доход — сокращается количество денег, которыми люди располагают.

Почему в условиях пандемии COVID-19 развитые страны сделали ставку на массовую господдержку доходов? В условиях опасности и неопределенности человек не только не работает, но и тратит по минимуму, стремясь иметь подушку безопасности на черный день. Спад потребительской активности создает двойную нагрузку на обслуживающий индивидуальное потребление (b2c) малый и средний бизнес (МСБ): МСБ теряет дважды — сначала, как и все, от локдаунов и карантинов, затем еще и от падения продаж. Эта цепочка проецирует кризисную ситуацию на смежные отрасли, включаются разнообразные мультипликаторы.

Логика господдержки доходов примерно такова: «У него все равно нет денег, пусть потратит на хлебушек с молочком, поддержит производителей хлебушка и молочка».

В режиме «ни копейки»

Первую группу стран на карте глобальной поддержки потерянных населением доходов образуют государства, по определению Visualcapitalist, явно взятому у Международной организации труда (МОТ), «не оказывающие никакой поддержки, если вести речь об универсально применимой схеме покрытия потерянных доходов».

Понятно, Беларусь попадает именно в эту группу: интернет-ресурс приводит ее наряду с Венесуэлой, Сирией, Бангладеш и Камбоджей в качестве примеров (по состоянию на 25.01.2021) такого рода социальной политики. Вместе с тем, если глянуть на карту, где соответствующая группа государств обозначена красным, выяснится, что по соседству с нашим алым островком стабильности имеются и другие страны того же цвета — как в ЕС (Эстония), так и в ЕАЭС (Казахстан). Но карта динамическая, и вы легко обнаружите, что Эстония и Казахстан в 2020 году какую-то поддержку населению оказывали, чего не скажешь про Беларусь.

Официально причины выбора именно такой политики руководством Беларуси озвучены еще год назад: 1) денег нет, 2) помощь в рамках «антиковидных» программ адресуется не гражданам, а крупным предприятиям.

С другой стороны, более или менее подкованный чиновник парирует любые претензии по этому поводу суммами, потраченными на помощь предприятиям, здравоохранению, доплаты медперсоналу. Опять же, скорее всего, прозвучит еще одно объяснение: исходные цифры получены от МОТ, с которой у Беларуси довольно сложные отношения. Тем не менее большинство стран, не оказавших прямой поддержки доходам своих граждан, принадлежат к государствам с низким и средним уровнем дохода.

В режиме «сколько могу»

Теперь речь пойдет о государствах, поддержавших граждан суммами менее 50% последнего полученного дохода (на карте они обозначены грязно-голубым цветом). Как правило, это развивающиеся страны, испытывающие значительный дефицит бюджетных стимулов, из-за которого они оказываются не в состоянии компенсировать потерю доходов или рабочих мест. В качестве примеров приведены ЮАР, Китай, Россия, Таиланд, Австралия.

Принцип «Сколько смогу», как и принцип «Ни копейки», обусловлен объективными экономическими и политическими факторами: например, по оценке МОТ, странам с низким и ниже среднего уровнем дохода, чтобы сравняться с развитыми государствами хотя бы по фискальным стимулам, необходимо влить в экономику дополнительные 982 млрд долларов. При этом высокий уровень господдержки не гарантирует вообще никакого результата — ни в плане динамики заболеваемости CОVID-19, ни в плане сохранения доходов и рабочих мест.

В режиме «гулять — так гулять»

Третья группа государств, обозначенная на карте синим цветом, включает страны, сумевшие компенсировать гражданам свыше 50% потерянного дохода. Примеры? Вы сами догадаетесь: Канада, США, Великобритания, Испания, Саудовская Аравия. Развитые, богатые страны с высоким подушевым ВВП — разве что Испания слегка выбивается из этого ряда.

Эталонным тут стоит признать пример США. Процедура получения американцами чеков с выплатами федеральных властей описывалась и демонстрировалась во всех СМИ. Нынешний пакет помощи объемом 1,9 трлн долларов уже много месяцев выступает драйвером глобального фондового рынка. В стране активно обсуждают борьбу с бедностью, увеличение соцпособий для малообеспеченных, даже устанавливаемую федеральным правительством почасовую «минималку» готовы повысить. Вместе с тем именно Америка с ее неоспоримой экономической мощью и соблазнительным для нас уровнем господдержки доходов больше всего пострадала от пандемии в социально-экономическом плане.

Опыт господдержки применительно к доходам частных лиц еще ждет тщательного исследования, но на Западе уже нарастает очередная волна интереса к всеобщему базовому доходу (UBI) — первая такая волна, напомним, наблюдалась во время Великой рецессии 2009-2012 годов, после предыдущего финансового кризиса. В Германии, в частности, уже проводится трехлетнее исследование для проверки того, насколько эффективным будет UBI в постпандемический период.

Последнее в рубрике