Что делать, если цена на кассе выше, чем на витрине: топ-7 вопросов о правах потребителей
29.07.2021

Что делать, если цена на кассе выше, чем на витрине: топ-7 вопросов о правах потребителей

А еще как не попасть впросак, покупая товары в соцсетях?

Комсомольская правда в Белоруссии задала вопросы специалистам.

Разобраться помогли начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Инна Гаврильчик и председатель общественного объединения «Белорусское общество защиты потребителей» Анна Суша.

Что делать, если ценник на кассе выше, чем в торговом зале?

В таких случаях на кассе частенько говорят: мол, ценник не успели поменять.

— В части законодательства о защите прав потребителей продавец обязан на ценнике довести до сведения потребителя достоверную информацию о цене товара, — подчеркнула Инна Гаврильчик. — А по законодательству о торговле продавец обязан продать товар по цене, указанной на ценнике. Если сложилась такая конфликтная ситуация на кассе, то мой совет потребителю — вернитесь в торговый зал, сфотографируйте ценник, опять подойдите к кассе. Вам обязаны продать товар по цене, указанной на ценнике.

Слова, что «продавец не успел», «так получилось случайно» или «это по забывчивости», — это не основания продажи товара по более высокой цене. Кстати, законодательство предусматривает продажу товара по более низкой цене, а по более высокой — нет. Если вам все же не удалось купить товар по цене, указанной на ценнике, то рекомендую потребителю тут же требовать книгу замечаний и предложений (ее обязаны выдать по первому требованию) и написать свою претензию.

Как быть, если перезвонили из интернет-магазина и сказали, что сумма покупки выше, чем при заказе на сайте?

— В интернет-магазине, если потребитель уже сделал заказ, цена товара также меняться не может! Заказ сделан — то есть договор купли-продажи заключен, — отмечает специалист МАРТ. — Если продавец интернет-магазина настаивает на более высокой цене, рекомендую потребителю обращаться в местный исполком или райисполком к специалистам, которые занимаются правами потребителей. С их помощью можно готовить исковое заявление в суд для восстановления своих прав.

Продавцы часто предупреждают потребителей, что товар, приобретенный по акции, вернуть или обменять нельзя. Это правда?

— Даже если качественный товар был куплен на акции, но человек по какой-то причине не захотел оставить его у себя, то он может вернуть такой товар продавцу в 14-дневный срок и получить за него деньги, — говорит Инна Гаврильчик.

Можно ли вернуть продавцу товар с небольшим дефектом, купленный на акции?

— Этот дефект должен быть заявлен продавцом. Ну, например, продавец говорит, что туфли на акции, потому что у них треснула пряжка, и поэтому продаются они за меньшую сумму. Этот недостаток должен быть обозначен и в документах, которые выдаются потребителю при покупке — в чеке или в ином документе к этому товару, — объясняет Инна Гаврильчик. — По этому недостатку, если потребитель согласился и купил, он не вправе вернуть товар. Но если в этом же товаре проявился другой недостаток — например, через пару дней носки отклеилась подошва, то он имеет право отнести эти туфли продавцу.

— Можно ли продавать в интернет-магазинах скоропортящиеся продукты, питание для спортсменов и БАДы?

— К скоропортящимся пищевым продуктам относятся те, чей срок годности не превышает 5 дней, — пояснила «Комсомолке» Инна Гаврильчик. — Снят запрет на продажу через интернет-магазины питания для спортсменов. Кроме того, если у продавца есть стационарный магазин по продаже биологически активных добавок к пище, то теперь он может продавать их и через интернет (при этом продавцу надо будет открыть свой интернет-магазин либо работать через интернет-площадки). Ранее, с 1 сентября 2019 года по 31 августа 2022 года, в качестве эксперимента была разрешена продажа через интернет-магазины ювелирных изделий, произведенных в Беларуси.

— А права у потребителей, которые совершают покупку в стационарном и интернет-магазине, одинаковые?

— Наше законодательство сформировано таким образом, что потребителей закон защищает одинаково. То есть Закон о защите прав потребителей распространяется и на покупки в сети интернет. Более того, если интернет-магазин не предоставил своевременно потребителю полную и достоверную информацию о товаре, то это является основанием для расторжения договора и возврата потребителю денег, даже если товар был качественный, — поясняет начальник управления МАРТ. — А с 8 июля 2021 года на сайтах интернет-магазинов должна также присутствовать информация об их адресе электронной почты, о лице, которое уполномочено рассматривать претензии потребителей, а также информация о специалистах местных гор- или райисполкомов, которые занимаются защитой прав потребителей.

Как регулируется покупка товаров в соцсетях?

— Это очень большая проблема. Когда потребитель покупает в соцсетях товар, а цена на него, как правило, очень привлекательная, то зачастую он не знает, у кого покупает. За исключением имени или хэштега — никакой информации о продавце. К нам часто приходят жалобы от людей, которые купили товар в соцсети, а когда его доставили, то он оказался совсем не таким, как был представлен на фото, — объясняет Инна Гаврильчик. — Вдобавок после покупки и оплаты товара часто уже невозможно найти недобросовестного продавца — он блокирует потребителя в своем аккаунте, а телефоне вносит в черный список. Связаться с ним невозможно. Как правило, это нелегальная торговля. Не можете найти продавца — значит, некому предъявить претензию и вернуть товар. И самое неприятное для пострадавшей стороны: отношения двух физических лиц (продавца и покупателя в соцсетях) не регулируются Законом о защите прав потребителей. Это значит, что свои претензии надо будет решать только через суд, предварительно обратившись в милицию или в налоговую инспекцию, чтобы найти продавца.

Последнее в рубрике