Что делать, чтобы экономика не остановилась — советы экономиста Катерины Борнуковой
23.03.2020

Что делать, чтобы экономика не остановилась — советы экономиста Катерины Борнуковой

Пандемия коронавируса стала ударом для белорусской экономики. Условия игры резко изменились, уровень неопределенности возрос.

В интервью Thinktanks.by ситуацию проанализировала академический директор Центра экономических исследований BEROC Катерина Борнукова.

— Ситуация с коронавирусом наложилась на классические проблемы белорусской экономики и обострила их, — считает эксперт. — К непростой ситуации, связанной с проблемами с поставками нефти и падением мировой цены на нефть, добавляется ухудшение ситуации с внешней торговлей. Экономика Беларуси очень открыта, она сильно зависит и от экспорта, и от импорта. Особенно серьезные проблемы могут возникнуть у таких предприятий, как МАЗ и МТЗ, других производителей инвестиционных товаров. В кризисных условиях такие товары не пользуются спросом. Это чревато падением зарплат в госсекторе и как результат – сокращением внутреннего спроса, который приведет к сокращению экономики.

По мнению Катерины Борнуковой, мы столкнулись с самым серьезным шоком за последние 20 лет. Эксперт сравнивает ситуацию с 1990-ми, когда после развала СССР разрушилась система всех экономических связей.

— Впрочем, в нынешней ситуации есть отличия в лучшую сторону. Они заключаются в том, что сегодня в Беларуси функционирует система государственных институтов. Значит, есть надежда на то, что государство сможет поддержать бизнес. В этом случае экономике будет проще вернуться к нормальному состоянию, когда пандемия закончится, — отмечает Катерина Борнукова.

В других странах Центробанки запускают программы поддержки ликвидности, дают предприятиям деньги в долг под небольшие проценты, чтобы помочь пережить сложные времена. В Беларуси подобные инструменты до сих пор использовались только для госпредприятий, но сегодня поддержка требуется частному бизнесу, который в последние годы играет все более важную роль в экономике и обеспечивает уже порядка 40% занятости. Необходимо создание системы, где каждое предприятие, которое нуждается в помощи, имело бы возможность получить льготный кредит, считает эксперт BEROC.

—Еще один способ поддержки экономики – оказать бюджетную помощь напрямую людям. В первую очередь, тем, кто потеряет работу, а также самозанятым – ИП и ремесленникам, которые могут столкнуться с резким сокращением заказов. Всем, кто лишится источников заработка, нужно обеспечить базовый доход. Это недешевая мера, но для нее надо найти деньги. Речь идет об экстраординарной ситуации, которая продлится недолго, и чтобы экономика не остановилась, нужно идти на такие меры, — полагает Катерина Борнукова.

По ее мнению, сегодня бизнесу нужно объединяться, в том числе для лоббирования своих интересов. Крайне важно донести свои проблемы до правительства, объяснить, что для продолжения деятельности компаниям нужны налоговые каникулы, каникулы по аренде, льготные кредиты, другая помощь. Необходимость продвижения своих интересов сегодня так велика, что возможно, нынешний кризис может стать толчком для развития бизнес-ассоциаций и объединений.

— Нужно помнить, что сегодняшние проблемы являются временными, они рано или поздно закончатся, — говорит Катерина Борнукова. — Самое сложное заключается в том, что мы не знаем, какое время займет их решение. Поэтому в первую очередь надо попытаться договориться на рассрочку платежей со всеми, с кем это возможно – провести переговоры с арендодателем, предложить сотрудникам перейти на частичную занятость, искать другие способы сокращения затрат. Надо снизить потери, чтобы пережить период спада, и при этом не растерять компетенции и ценных сотрудников. Можно попытаться использовать эту ситуацию как толчок к тому, чтобы пересмотреть процессы в своей организации – возможно, вынужденная отмена еженедельных собраний даст идеи по поводу дальнейшей оптимизации процессов.

Еще один путь — можно попытаться переориентироваться на те отрасли, где сохраняется спрос. Ведь спад происходит не везде. Всем очевиден выигрыш производителей туалетной бумаги на фоне ажиотажного спроса. Но ведь от нынешнего кризиса выигрывают и производители видеоигр, и службы доставки. Наверное, есть и другие возможности, которых мы пока не видим.

Последнее в рубрике