Будет ли бензин в Беларуси стоить как в Норвегии?
23.01.2020
Михась Ильин, Еврорадио

Будет ли бензин в Беларуси стоить как в Норвегии?

Белорусская нефтяная компания (БНК) купила партию норвежской нефти Johan Sverdrup с поставкой в ​​литовский порт Клайпеда. Оттуда нефть железной дорогой доставят на Новополоцкий НПЗ. На этом фоне Лукашенко сделал заявление, что в будущем Беларусь собирается покупать в России только 30-40% от необходимой стране нефти.

Сможет ли нефть из Норвегии стать альтернативой российским поставкам? И — если она окажется намного дороже — станет ли бензин на белорусских заправках стоить столько же, сколько стоит на норвежских? Для справки: АИ-98 там стоит 1,8 евро. У нас — 0,85 евро.

Во сколько Беларуси обошлись первые 80 тысяч тонн норвежской нефти?

Мы не знаем, эту цену придется рассчитывать. Сегодня баррель нефти, в зависимости от марки, торгуется по 64-65 долларов. Рыночная стоимость тонны — чуть больше 470 долларов. По сведениям телеграм-канала zaprauka.by, 9 долларов за тонну Беларусь заплатит за перевалку в порту Клайпеда, 40 долларов за тонну — за доставку до завода «Нафтан». Плюс 1 доллар/тонна за контроль качества и количества, плюс 2доллар/тонна за слив на железнодорожных эстакадах и закачку в резервуары НПЗ. Итого в районе 520 долларов за тонну норвежской нефти.

По сообщению «Белнефтехима», цена российской нефти для Беларуси составляет 83% от мировой. Это значит, что нефть из России обходится Беларуси в районе 390 долларов за тонну. Тонна норвежской нефти на 130 долларов дороже. Это очень серьезная разница. Литва может перевалить через свои порты около 3 млн тонн «альтернативной» нефти за год. Только на них Беларусь «потеряет» около 400 млн долларов. Что ж, суверенитет — это недешево!

Останутся ли белорусские НПЗ рентабельными с такой альтернативной нефтью?

— Если цена покупки альтернативной нефти — рыночная, то ее поставки на белорусские НПЗ лишены всякого экономического смысла. Это неоднократно показывал опыт: были пробы поставок венесуэльской и азербайджанской нефти — побаловались годик и прекратили; были разовые поставки и из иных стран, например из Ирана, — также эта нефть не течет рекой на ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ, — ответил Еврорадио на этот вопрос эксперт сайта zaprauka.by.

— Мы не знаем практики, чтобы какая-либо страна, кроме Российской Федерации, или компания продавала Беларуси нефть дешевле ее мировых котировок, — добавил эксперт.

Старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб оценивать чужие расчеты не берется, но соглашается: естественно, альтернативная нефть будет дороже российской. По мнению экономиста, для Беларуси работа с другими поставщиками будет непростым, но полезным опытом:

—Наличие более дорогих, но альтернативных источников поставки нефти идет на пользу Беларуси с точки зрения уменьшения возможности России оказывать давление и занимать положение монопольного поставщика сырья.

Что будет с бензином на заправках?

По словам экспертов, роста цен на топливо не избежать. И дело не только в сравнительно дорогих альтернативных поставках.

— Историческая правда динамики цен на белорусских АЗС имеет четкую и устоявшуюся тенденцию — стоимость топлива только растет. Просим не принимать во внимание тактические «копеечные» снижения, так как в конечном итоге они все равно были отыграны общей тенденцией повышения. Поэтому в текущей ситуации мы вынуждены, к сожалению, констатировать, что в зависимости от источников поставки сырья цены топлива на АЗС Беларуси будут в ближайшей обозримой перспективе только расти, — рассуждает эксперт сайта zaprauka.by.

— Другое дело — как они будут расти? С учетом выборного года [в 2020 году в Беларуси пройдут президентские выборы. — Еврорадио] вряд ли будут какие-то сильные разовые скачки. Тактика будет той же: разовый рост на одну копейку. Но это может происходить чаще, чем в прошлом году. Вплоть до каждой недели, — добавляет Иосуб.

В 2019 году цены на автомобильное топливо повышались 28 раз. В 2018 году на одно повышение меньше — 27.

Вадим Иосуб напоминает, что до 2017 года белорусские НПЗ могли зарабатывать на экспорте нефтепродуктов и этим самым покрывать убытки, которые они получали на внутреннем рынке из-за того, что продавали топливо по сравнительно низкой цене. В прошлом году возможности зарабатывать на экспорте значительно уменьшились. В начале января его поставки топлива за рубеж и вовсе приостановили. Они были возобновлены только 22 января.

Может ли дорогая нефть обрушить экономику Беларуси?

Если Беларусь диверсифицирует поставки за счет нефти по рыночным ценам — как это скажется на ВВП страны? По словам директора Исследовательского центра ИПМ Александра Чубрика, сейчас сложно что-то прогнозировать, потому что в Беларуси еще не было исторических прецедентов диверсификации поставок нефти.

—В этом году на нас повлияет то, сколько мы будем покупать и перерабатывать российской нефти. Понятно, что первый квартал [2020 года] из-за этих сокращений поставок будет провальным. Возможно, [ВВП] даже упадет по итогам первого месяца. А дальше все будет зависеть от того, на каких условиях и объемах договоримся.

Пока что белорусские нефтеперерабатывающие заводы остаются недозагруженными. По оценкам ИПМ, в 2020 году каждые 10 процентных пунктов падения производства нефтепродуктов будут снижать темпы роста ВВП примерно на 0,36 п.п.

По предварительной оценке, в 2019 году ВВП вырос всего на 1,2%. Недозагрузка НПЗ на ⅓ обнулит этот рост, а если проблемы будут более серьёзными, уведёт ВВП в минус. Договора на поставки российской нефти в 2020 году у Минска до сих пор нет.

Какими плюсами обернутся со временем новые отношения Минска и Москвы

Последнее в рубрике