Брест велосипедный: как получается так быстро менять город
22.05.2020
Оксана Городничук, фото: Иван Шипошин, Ecoidea.by

Брест велосипедный: как получается так быстро менять город

«Велосипедные» мечты стали реальностью благодаря активному сотрудничеству общественных организаций и местной власти, а также финансовой поддержке Европейского союза.

Брестчан можно поделить на два типа: те, кто считает Брест велостолицей Беларуси, и те, которые все равно еще чем-то недовольны. Хотя иногда это одни и те же люди. Как развивается велосипедная инфраструктура в городе и какие планы еще есть, узнала корреспондентка Ecoidea.by.

Помогло сотрудничество

Началась брестская велоистория из-за недовольства: ребятам просто не нравилось, что город неудобен для тех, кто перемещается на колёсах. В купе с инфраструктурной неустроенностью это и сподвигло инициативных людей действовать.

1
Владимир Красько, лидер информационно-просветительского учреждения «За вело-Брест». Фото: Иван Шипошин

– Для меня самое большое достижение за последние годы – это то, что в городе появились родители на велосипедах с детьми. То есть когда мама или папа везут на специальном сидении сзади ребёнка. Такой негласный международный стандарт – это обозначает, что инфраструктура безопасна, к ней есть доверие. Для меня важно и то, что люди начинают пользоваться велосипедом как обычным городским транспортом, – рассуждает лидер информационно-просветительского учреждения «За вело-Брест» Владимир Красько.

Еще 10 лет назад Брест был совсем другим. Велодорожка в городе была всего одна – вдоль Гребного канала. Правда, с 15-сантиметровыми бордюрами на каждом съезде она больше была похожа на полосу препятствий для велотриала. Велосипедисты гнули колеса, падали, из кирпичей и песка делали спуски, ругались – и всё равно немного гордились первой обозначенной велодорожкой. В целом же Брест не производил впечатление приспособленного для велодвижения города. Да и велосипедистов было не так много – несколько тусовок, в которых все знают друг друга в лицо.

– Когда я сел на велосипед и понял, что по городу невозможно ездить, я обратился к властям. Что необходимо сделать для того, чтобы появилось хотя бы по одному маршруту из каждого микрорайона в центр, на котором не надо спешиваться на каждом бордюре? – вспоминает Владимир Красько.

Велосипедисты и велосипедистки объединились в компанию «За вело-Брест» и стали заявлять о себе: собирали подписи, проводили разные акции и флешмобы. Городские власти обратили на них внимание: согласились, что безбарьерная среда нужна, рекомендовали все места массового притяжения в городе оборудовать велопарковками. Правда, порой они оказывались совсем неподходящими, ну и спуски на бордюрах были так себе – уродливые комки асфальта под бордюрным камнем.

– Нам стало понятно, что без лоббирования и без включения в процесс ничего не будет, – говорит активист.

То было началом большой истории. «За вело-Брест» определил для себя четыре направления работы: активисты занялись популяризацией велодвижения, безопасностью, продвижением велотуризма и развитием инфраструктуры. Пошли по пути сотрудничества с городскими властями – и не прогадали.

1
Олеся Округ, заведующая сектором спорта и туризма в Брестском горисполкоме. Фото: Иван Шипошин

– У нас сотрудничество с организацией «За вело-Брест» получилось обалденное, – признается заведующая сектором спорта и туризма в Брестском горисполкоме Олеся Округ. – Они пришли к нам сразу с предложениями. Они энтузиасты, которые редко встречаются. Им нравится что-то делать, продвигать. Они очень идейные, и очень много делают. Их воспринимают в городе, к ним прислушиваются. И у нас получается хорошее взаимодействие: каждый делает то, что в его силах.

Например, туристической фишкой и традицией в Бресте стал велофестиваль «Без мотора». В этом году мероприятие отменили из-за пандемии коронавируса, но в прошлом на него, кроме белорусов, приехали ещё около 200 гостей из-за границы. Туристы из Польши, Германии, Чехии пересекли границу на велосипеде через Варшавский мост. Кстати, над тем, чтобы наладить велодвижение через пункт пропуска тоже активно работает «За вело-Брест».

Из новинок – удобная экотропа

Одна из последних удачных совместных активностей «За вело-Брест» и горисполкома – создание экотропы в центре Бреста. Дорожка идёт вдоль реки Мухавец к Брестской крепости и выглядит как благоустроенный участок дикой природы в городе. Сейчас она популярна не только у велосипедистов и велосипедисток, но ещё и у тех, кто любит бегать и гулять на природе. Экотропа появилась благодаря проекту «Городское движение в Беларуси», который финансировался Европейским союзом.

1
Создание велосипедной экотропы в Бресте профинансировано Европейским союзом. .Фото Иван Шипошин

– Еще в 2012 году на это место обратили внимание любители велосипедов и попросили закрыть дорогу от автомобилей. Тогда мы установили первые шлагбаумы и ограничители для въезда автомобилей, но наши люди все равно прорывались, объезжали и разбивали тропу, – говорит Олеся Округ.

В 2019 году горисполком получил поддержку от европейского проекта именно на проведение мероприятий по улучшению велосипедной инфраструктуры. Средства пошли на обустройство велоэкотропы: на ней подсыпали все ямы и выбоины, перекрыли въезд для автомобилей. Теперь велосипедисты от мала до велика могут чувствовать себя уверенно на этой дорожке.

Скоро на маршруте появятся стенды с картой веломаршрута «Экотропа «Дорога жизни», а также целая серия образовательных и навигационных стендов по экологической дружественности – сейчас их разрабатывает специалист Центра экологических решений. Общественная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны» разместила на экотропе свои инфостенды с редкими видами птиц, которые здесь обитают.

– Протяженность экотропы – 5,5 километра, и она вполне пригодна для безопасной езды на велосипедах. После зимы снова запускается велошеринг, и мы попросим их подключиться – поставить велосипеды на этом маршруте. Несколько велопарковок мы там тоже установили, – делится планами специалистка горисполкома.

Запустили велошколу, о велоофицере мечтают

Теперь из микрорайонов в центр удобно ездить на велосипеде – сбылось, то о чём в Бресте давно мечтали.

– Наш город – один из лучших в стране для велодвижения. Думаю, сейчас велосипед вообще может стать одним из самых безопасных способов передвижения по городу. Никто на тебя не чихает, ветерок обдувает, – рассуждает Олеся Округ. – Думаю, велосипедистов на улицах скоро появится намного больше.

Конечно, не все сделано идеально. Зато на некоторых пешеходных переходах есть отдельные велополосы – на них можно не спешиваться.

– Брест стал одним из первых городов, в котором появилось много велопереездов. На тренингах по безопасности велодвижения, которые «За вело-Брест» проводит для школьников и школьниц, мы говорим, что велопереезд – это не значит, что его надо просвистеть со скоростью 25 километров в час. Проезжать его нужно внимательно и со скоростью пешехода, – делает оговорку Владимир Красько.

Кстати, благодаря все той же поддержке Европейского союза в городе удалось запустить школу вождения велосипеда, и учить детей (да и взрослых тоже) теперь можно в реальных условиях – не только теоретически.

1
Организованная велодорожка в Бресте. Фото: Иван Шипошин

Следить за состоянием велодорожек в городе помогает велосообщество. Для этого «За вело-Брест» сделал приложение «RovarOK». Ямы, препятствия на велодорожках, высокие бордюры, небезопасные съезды – через приложение собирают заявки, а потом одним пакетом отправляют их городским властям и в дорожную службу. Исправляется примерно половина, и велосипедисты считают это хорошим результатом.

– Велоинфраструктура в Бресте стала лучше. Мы видим велодорожки, полосы на пешеходных переходах – они очень качественно сделаны, выделены зелёным цветом и привлекают внимание. Радует, что появляются правильные велопарковки, функциональные. Три новые появились тоже благодаря европейскому проекту.

Топ-12 крутых велосипедных изменений в Беларуси

– Велопарковок много не бывает, они нужны, чтобы не приходилось думать, у какого столба привязать свой велосипед, – рассуждает активист молодежного объединения «Время Земли» Григорий Терентьев.

Он ездит по Бресту на велосипеде и тоже болеет за то, чтобы город был удобным. В конце 2017-го эти две организации – «Время Земли» и «За вело-Брест» создали в Брестском технопарке экокластер.

Экокластер разрабатывает комплексные решения для города и презентует их городским властям. Например, сейчас в Бресте идёт реконструкция набережной – велосипедисты уже внесли свои предложения. Кроме этого, власти подхватили идею объединить в одну систему парков кольцо фортов крепости на окраинах Бреста и создать веломаршрут. В целом миссия экокластера – сделать город велосипедным и зелёным, комфортным для пешеходов, велосипедистов и автомобилистов.

– Город – это живой организм. Амстердам для меня не пример: это город диктата велосипедов. В городе все его жители должны чувствовать себя удобно. И это возможно. В Польше в городской власти есть такая должность – велоофицер. Он занимается развитием городского велодвижения. Если бы в нашем исполкоме появилась такая должность, нам было бы гораздо проще, – считает Владимир Красько.

Осталось привыкнуть к изменениям

Единственное, с чем пока сложно работать и городским властям, и общественным организациям – культура горожан.

– Инфраструктура инфраструктурой, но нужно очень сильно подтянуть культуру. И не только лично каждому, но и на уровне системы образования. Идёт пешеход и видит: вот красная плитка на дорожке, серая. Логически можно предположить, что не зря дорожка выделена, но идут именно по ней. На велодорожках ходят мамы с колясками, бегают дети, на гироскутерах катаются… И еще возмущаются, что велосипедисты ездят! Пока люди не понимают, что если висит знак велодорожка, то по ней нельзя пешеходам ходить, – не скрывает возмущения Олеся Округ.

Пересадка человека на велосипед: во Франции проведут сложнейшую операцию

Правда, можно бросить камень в огород и самим велосипедистам. Они тоже иной раз демонстрируют хамское поведение и подвергают опасности и себя, и других участников дорожного движения.

– Велосипедисты на Советской – это наша беда. Там либо двигаться нужно со скоростью пешехода, либо их там быть вообще не должно. А проезд пешеходных переходов? Велосипедисты разгоняются и вылетают на дорогу на зелёный. А то, что машина поворачивает или троллейбус, они не видят. Сколько аварий было на больших перекрестках… Думаю, у нас можно воспитать культуру только через закон. Как в Чехии: ступил на велодорожку – заплати 400 евро штраф и иди дальше, – иронизирует Олеся Округ.

Владимир Красько считает, что вот эти конфликты – закономерный этап в развитии велодвижения в городе, которое всё равно предстоит преодолеть городу, который так быстро «велосипедизируется».

«Велоконституция»: в Гомеле велоактивисты и чиновники нашли общий язык

Последнее в рубрике