Большие проблемы малого бизнеса

Большие проблемы малого бизнеса

Малый и средний бизнес в Беларуси оказался среди наиболее потерпевших сфер экономики в период пандемии COVID-19. Отечественный малый и средний бизнес ощутил всю тяжесть кризиса даже несмотря на отсутствие локдауна. Насколько глубокими оказались проблемы в данной сфере, демонстрирует статистика Белстата и Министерства по налогам и сборам.

Отношение государства к малому и среднему бизнесу в Беларуси временами вызывает когнитивный диссонанс. С одной стороны, в его адрес звучат восторженные отзывы, говорящие о росте его роли и значимости в национальной экономике, с другой — обвинения в антигосударственной деятельности в ущерб социальной ответственности и справедливости. В то время как опросы показывают все более положительное отношение населения к частной инициативе и предпринимательству, реальная поддержка со стороны государства для данных сфер чаще остается декоративной.

В этих условиях малый и средний бизнес умудряется создавать около трети валового внутреннего продукта и предоставлять рабочие места для 35% занятых. Примечательно, что во время сложностей в экономике, предшествовавших еще началу кризиса прошлого года, в периоды, когда государственный сектор сокращал занятость, именно частный сектор, представленный главным образом малым и средним бизнесом, создавал рабочие места. Однако с приходом кризиса, вызванного пандемией коронавируса, государство приняло решение поддерживать гигантов экономики госсектора. Частному бизнесу было предложено рассчитывать главным образом на собственные силы и сбережения.

Современная экономика — это экономика сферы услуг, сосредоточенная в городах. Двигателями такой экономики являются предпринимательство и инновации. До того, как вырасти в крупные транснациональные корпорации и гигантов финтеха, компании начинали свой путь с индивидуального предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Особенностью кризиса прошлого года стало то, что именно по этим драйверам экономики негативные последствия кризиса ударили больше всего.

В случае локдауна сфера услуг, бизнес малых и средних компаний катастрофически теряет клиентскую базу: потребитель не может добраться до поставщика услуг, и не все услуги могут оказываться без личного присутствия. Многие люди принимают решение о самоизоляции и без официального карантина. Кроме того, при снижении доходов, потребитель скорее отказывается от услуг, чем от товаров. То есть с уходом в локдаун или без данная сфера нуждается в поддержке, поскольку в условиях глобализации негативные последствия, не признавая границ, рано или поздно настигают как запирающиеся экономики, так и открытые.

Что представляет собой малый и средний бизнес в Беларуси?

Это более 111 тысяч юрлиц от микро- до средних предприятий, а также порядка 270 тысяч индивидуальных предпринимателей. Это 1,1 миллиона работников компаний, плюс 270 тысяч предпринимателей и 70 тысяч ими нанятых. Вместе они создают 26% валового внутреннего продукта страны или 30% добавленной стоимости. Еще это 42% выручки от реализации продукции, работ или услуг, 43% отечественного экспорта товаров и 46% их импорта по итогам 2020 года.


Субъекты малого и среднего предпринимательства делятся на средние организации, где занято от 101 до 250 человек, малые организации, в которых занято от 16 до 100 человек, микроорганизации занятостью до 15 человек и индивидуальных предпринимателей. В 2020 году в Беларуси работало порядка 269,5 тыс. индивидуальных предпринимателей, 90,9 тыс. микроорганизаций, 11,3 малых организаций и 2,2 тыс. средних по численности организаций. По стране субъекты малого и среднего предпринимательства распределены неравномерно. Так, 33% из них занято в Минске, еще 17% работают в столичном регионе, в то время как на долю Витебской области приходится только 8% таких субъектов предпринимательства.


Малый и средний бизнес является важным источником пополнения бюджета. Их совокупный вклад - более трети контролируемых налоговыми органами поступлений. По итогам прошлого года 7,3% поступлений приходилось на средние организации, 28,3% на субъекты малого предпринимательства, из которых 17,2% это малые организации, 8,7% микроорганизации, и еще 2,3% пришлось на долю индивидуальных предпринимателей. Суммарно объем поступлений в бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства, в части платежей контролируемых налоговыми органами, составил в 2020 году 9,6 млрд рублей. Это сопоставимо с половиной объема расходов консолидированного бюджета прошлого года на финансирование социальной сферы (социальную политику, образование, здравоохранение, физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации). Средний размер поступлений в бюджет от одного индивидуального предпринимателя за 2020 год составил 2330 рублей, микроорганизации пополнили бюджет в среднем на 25,9 тыс. рублей каждая, малые организации в среднем заплатили по 413,8 тыс. рублей, а для средней организации такой показатель по итогам прошлого года составил 919,8 тысяч рублей.


Размер бизнесов сжимается

Динамика числа субъектов малого и среднего бизнеса является хорошим индикатором состояния экономики. При благоприятных условиях число и размер бизнесов демонстрируют рост. Вслед за этим растут поступления от их деятельности в бюджет. Однако справедливо и обратное. Для Беларуси в последние годы характерна на первый взгляд благополучная тенденция роста числа субъектов малого предпринимательства (в 2020 их число на 6% выше, чем в 2015 году), однако при снижении числа средних по численности организаций (снижение на 9%). За ростом числа субъектов малого бизнеса стоит лишь рост числа индивидуальных предпринимателей при одновременном снижении числа малых и микроорганизаций. Так, в 2020 году число ИП было на 12% выше, чем в 2015 году, в то время как малых организаций стало на 3% меньше, микроорганизаций меньше на 9%. Следовательно, общая картина скорее негативная: размер бизнесов сжимается. Начавшись, безусловно, не вчера, тенденция особенно ярко проявилась с началом кризиса прошлого года: с января 2020 года по май 2021 число ИП возросло на 5,5% при снижении числа средних организаций на 1,6%, малых организаций на 5,8%, микроорганизаций на 6,0%.


В отличие от гигантов госсектора или бюджетных организаций, экономика малого и среднего предпринимательства не может позволить себе работу в убыток продолжительное время. Для нее не предусмотрена широкомасштабная господдержка за счет средств бюджета, а кредиты чаще доступны на рыночных условиях. Но нельзя сказать, что государство вовсе не предпринимало мер поддержки экономики. Были снижения арендных ставок, отсрочки платежей и иные меры. Однако они оказались не способны преломить текущую тенденцию. По итогам 2020 года снизилось не только число субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением ИП), но и приведенные в сопоставимый объем поступления от одного субъекта предпринимательства. Данная тенденция затронула большинство субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей.


Ухудшение бизнес-климата лишает экономику потенциального важного источника роста

Экономический кризис в мире, вызванный эпидемией COVID-19, обнажил хрупкость современной экономики. Наша зависимость от различных сервисов и услуг оказалась намного большей, чем мы представляли себе еще вчера. Роль малого и среднего предпринимательства была переосмыслена. С остановкой экономики или без нее, сфера предпринимательства понесла очень ощутимые потери по всему миру. В ответ страны стали поддерживать малый и средний бизнес, поскольку он в современной экономике является важным двигателем инноваций и прогресса.

В случае Беларуси малый и средний бизнес остался, по сути, наедине со своими проблемами. В условиях закрытия границ, санкций, ужесточения условий кредитования и снижения платежеспособного спроса внутри страны следует ожидать, что дальнейшее ухудшение бизнес-климата будет и далее лишать экономику страны потенциального важного источника роста. Затягивание такой ситуации будут иметь долгосрочные последствия. Как минимум, это более медленное восстановление по мере выхода из кризиса COVID-19. Но с большой вероятностью это может вылиться во все большее отставание национальной экономики от соседних, что закономерно вызывает перетекание туда наиболее перспективных предпринимателей, малых и средних бизнесов. В этом случае бенефициарами их развития станут бюджеты и общества соседних стран.

Последнее в рубрике