Бизнес повержен нефтью и коронавирусом. Кого станут спасать власти?
26.03.2020

Бизнес повержен нефтью и коронавирусом. Кого станут спасать власти?

Сергей Варивода о том, как и за чей счет спасать пострадавший от пандемии коронавируса бизнес.

Заместитель председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Варивода предложил на страницах «Ежедневника» свой набор пилюль для пострадавшего бизнеса, которые пригодились бы и в здоровой экономике.

1.Устойчивый поток ликвидности. От банков, от бюджета, от кого угодно. При всем желании поднять ставки по кредитам на фоне растущих депозитных ставок, включить ковенанты, обрезать лимиты – этого делать нельзя.

2. Срочно нужен очередной, не очень правильный с точки зрения стратегии, но  крайне важный в тактическом плане, указ об особом порядке списания курсовых разниц. Руководитель организации должен получить право в рамках учетной политики организации списывать на затраты столько, сколько позволяет финансовый результат.

3. Изменить указы №399 и свежеиспеченный №70 «О развитии агропромышленного комплекса Витебской области», переложившие груз чужих проблем на плечи кредиторов, в первую очередь, частного бизнеса. Спасение госсектора, сельхозпроизводителей и тому подобное – это вопросы бюджетной политики. Если нравится и есть что тратить из бюджета на поддержку неэффективных компаний в ущерб населению, тратьте из своего бюджета, а не бюджета частной компании.

4. Мораторий на все виды проверок, включая мониторинги. Ни одна западная экономика, ни один «экономический тигр» Юго-Восточной Азии или Ближнего Востока не вырос в условиях тотального контроля. Сейчас нет времени вдаваться в детали, контроль у нас тотальный или не очень, но когда до сих пор, например, контролеры требуют уголки охраны труда и многолистье инструкций, которые никто не читает, – это зачем?

5. Уравнять государственных и частных землепользователей, использующих земли равной кадастровой стоимости, в размерах платежей за земельные участки. Власти по-прежнему распределяют земельные ресурсы на дискриминационных для бизнеса условиях: в указе №667 и Кодексе о земле законодательно закреплено, что частные организации платят регулярно плату за право заключения договора аренды, а государственные – нет.

Необходимо немедленно уравнять плательщиков земельного налога и арендной платы за земельные участки. Если для первых с 1 января 2020 года максимальный предельный коэффициент к базовой ставке ограничен 2,0, то для арендаторов сохраняется на прежнем, более высоком уровне. Например, в Минске – 2,3.

6. В пределах бюджетного года можно было бы предоставить отсрочку по налоговым и неналоговым платежам, а также ввести мораторий на начисление пени за просрочку этих платежей.

7. Таможенным органам не помешает воздержаться от корректировки таможенной стоимости на ввозимые белорусским бизнесом товары, то есть принудительного доначисления бизнесу таможенных платежей. За исключением, конечно, случаев доказанного жульничества. Другими словами, давно декларируемый властями принцип презумпции добросовестности – в действие! Тем более, что все эти таможенные доначисления за счет бюджетов наших предприятий возвращаются в бюджет нашей страны в размере всего лишь 4,86%.

8. И неплохо было бы отменить указ №140. Инвалиды и многодетные подзаработали, «перекупы» набили карманы – дайте возможность производить и продавать производимые в стране легковые автомобили тем, кто может еще платить в бюджет.

9. Отсрочить, отменить и включить в последующем в состав налогового законодательства платежи за использование окружающей среды организациями, размещающими наружную рекламу. А заодно провести инвентаризацию и максимально включить в состав налогового законодательства всякого рода квазифискальные платежи.

Кто в Беларуси пострадает от коронакризиса больше всех?

Последнее в рубрике