Белорусский вид из окна и городская жизнь в эпоху пандемий
16.07.2020
Фото: Минская урбанистическая платформа

Белорусский вид из окна и городская жизнь в эпоху пандемий

Минская урбанистическая платформа узнала, как белорусы и белоруски адаптируют свои жилища к длительному периоду пребывания дома, какую роль для них играет пространство рядом с домом, что они видят из своих окон и что хотели бы видеть.

Авторы исследования работали над данными уже доступными и полученными путем онлайн-опроса. Они проанализировали открытые источники данных: фото в Инстаграм, объявления на сайтах недвижимости и Яндекс.Карты. По тем же критериям повторно исследовали те же источники уже в июне, когда активизировались разговоры о второй волне распространения COVID-19.В Инстаграме искали посты с текстом и фото в местах, приближенных к водоемам, паркам и лесам, а также по хэштэгам, связанным с самоизоляцией (#карантин, #карантин_на_балконе, #stay_home и другие). Яндекс.Карты позволили отследить индексы самоизоляции с конца апреля по сегодняшний день.

Кроме этого, провели опрос о видах из окон, чтобы понять опыт, эмоции и впечатления людей, связанные с тем, что они видят и слышат в период длительного пребывания дома.

В опросе поучаствовало 508 человек из 22 населенных пунктов Беларуси, при этом из Минска 339 анкет. Основная часть респондентов и респонденток из возрастных групп 18-30 лет (321 анкета) и 30-45 лет (152 анкеты).

Как белорусы и белоруски адаптировали свои жилища?

Респонденты нередко ощущали большее, чем до карантина, желание заботиться о своем жилище, чаще делать уборку и держать вещи в порядке, все большую причастность к окружающей их обстановке и ответственность за нее.

В этой ситуации напрашивались манипуляции с местом проживания. Например, аж 18 человек задумались о ремонте, чтобы изменить надоевший интерьер. Также люди стремились привести свой дом в порядок, чтобы ощущать больше спокойствия и стабильности.

Чаще всего участни_цы опросы говорили, что посадили или пересадили цветы, наконец решили завершить ремонт или только начали его, привнесли в жилище «хюгге», перебрали старые вещи и «расхламились».

Среди опрошенных были и те, чье долгое нахождение дома стало катализатором для решения сменить съемное жилье либо вообще переехать в другой район города.

Люди замечали, что у них накопилось много лишних вещей, что им не хватает места для их хранения; их комнаты, кухни, балконы и коридоры оказались слишком малы и респондентам хотелось бы их «расширить»; что долгое нахождение даже с самыми близкими людьми вызывает усталость. С учётом этого мы можем предположить, что при повторении периода (периодов) карантина будет возрастать спрос на жилье с большими возможностями к уединению. Квартиры с большим количеством комнат окажутся в проигрыше.

Что видно из окна, и что это значит

Во время самоизоляции люди стали уделять больше внимания не только облику и обустройству внутреннего пространства жилья, но и окнам, подоконникам, балконам, а также тому, что с них видно. Эти элементы жилья выступили своего рода «интерзоной» между жилищем и внешним миром.

Авторы исследования попытались реконструировать белорусский вид из окна при помощи текстовых ответов и снимков, которые люди прикрепляли к опросу. От участни_ц опроса получили 402 фото и даже 3 видео. Из них 272 фото было сделано в ракурсах, показывающих, что находится за окном. Иногда люди фотографировали свои рабочие места, которые находились прямо у окна.

Фото с частью подоконников и интерьеров было в два раза меньше, чем фото только с видом за окном. Отсюда можно сделать вывод, что люди все же избегали показывать приватное пространство и интерьеры.

Многие виды довольно узнаваемы и стереотипны: типовые минские панельки от советских до МАПИДовских серий, старые детские площадки, трубы предприятий, центральные части города с торговыми центрами, парковки и гаражи. Однако вместе с тем в этой массе фото можно выделить и менее ожидаемые сюжеты: балконы с цветами, коты на подоконниках, обустроенные рабочие места, «кукурузки» на кропоткина, парки, закаты.

Из опроса видно, что вид из окна сильно связан с эмоциональным состоянием человека, который сидит дома в карантин. Большинство респондентов отметили наличие зелени как наиболее желательную и ожидаемую составляющую пейзажа за окном. Также люди замечают других людей и животных, которых видно из окна. Это вызывает ощущение причастности к миру и умиротворение. Особенно это касается играющих детей. Из ответов следовало, что вид на природу создает более спокойное настроение, чем вид на шумные и загрязненные улицы.

Так или иначе, в ответах респонденто_к наличие хотя бы одного из элементов природы было важной составляющей «приятного вида из окна»; а полное их отсутствие, как правило, коррелировало с негативными эмоциями

Негативных отзывов наиболее часто удостаивались виды на большие дороги, стройки и другие подобные сооружения. Некоторые респондент_ки указывали, что вид из окна — это одна из причин, почему они хотели бы сменить нынешнее место проживания на лучшее.

Белорусская специфика?

Хотя во многом опыт карантина у белорусских горожан похож на опыт в других странах, у него есть и особенности. Они могут быть связаны как со спецификой официального восприятия пандемии в Беларуси, так и с более стабильными характеристиками местной культуры — экологической, городской, социально- политической.

Так, нередко смотрение в окно вызывает мысли не только и не столько о том, что там видно, о процессах и персонажах, действующих там — но в первую очередь о себе: о собственных воспоминаниях, о детстве, о прошлом и будущем и т.д. То есть окно сработало как зеркало и триггер саморефлексии, либо сентиментальных воспоминаний о и т.д.) При этом такой эффект от смотрения в окно связывался с антропогенными, скудными на природу (особенно зелень) пейзажами за стеклом. Стоит, конечно, учитывать, что в Беларуси сидение дома и сопутствующее ему учащенное смотрение в окно было решением, а не принуждением. Это значит, что наши респонденты самим фактом сидения дома продемонстрировали определенную рефлексивность и критическое мышление.

В других странах балконы и окна во время локдаунов стали особенно интенсивно использоваться как каналы двусторонней коммуникации — не только получения информации о мире, но и трансляции своих месседжей вовне. Тут можно вспоминать и пение с балконов, и детские рисунки на окнах, и вывешивание флагов и т.д. Такого богатства активностей в период наиболее интенсивной самоизоляции в Беларуси мы не наблюдали.

Одно из немногих исключений — пускание мыльных пузырей с балкона 9-го этажа, которое (наверняка не по задумке, а случайно) стало зрелищем для других и попало в сторис Инстаграма.

Как отреагирует рынок

При всех особенностях периода пандемии и замедлении рынка аренда жилья, о чем писали аналитики, белорусы и белоруски продолжают искать и сдавать квартиры и комнаты. В конце апреля цены в объявлениях на рынке недвижимости оставались на том же уровне, а количество объявлений в день достигало 300 штук. Проанализировав 100 объявлений об аренде в июне, мы увидели, что примерно в трети из них были фото вида из окна, балкона, благоустройства во дворе. Можно предположить, что пандемия повлияла и на то, как стал выглядеть рынок недвижимости в объявлениях. Вид из окна осознается всеми сторонами рынка недвижимости как значительная и ранее недооцененная характеристика жилья.

В качестве наиболее важных критериев при выборе жилья чаще всего выбирали стоимость (81%), удобное транспортное сообщение (81%), лес/парк/сквер поблизости (65%) и вид из окна (58%), планировка (51%). В свободной форме часто отмечали, что важен сам арендодатель и возможность жить с домашними животными. Также опрошенные писали, что при покупке квартиры старались найти жилье по карману и большей площади. Поэтому другие критерии отходили на второй план. Но после покупки их требования изменились: появилось желание иметь и сквер поблизости, и красивый вид из окна, и «адекватных соседей», и велодорожки, не занятые авто и не огороженные заборами.

Полностью исследование читайте здесь

Последнее в рубрике