Белорусские власти пытаются подстегнуть инвестиционное сотрудничество с Китаем
11.11.2020
Татьяна Манёнок, Белрынок

Белорусские власти пытаются подстегнуть инвестиционное сотрудничество с Китаем

На фоне ухудшения отношений с Евросоюзом и перспектив привлечения европейских инвестиций из-за политического кризиса в стране белорусские власти рассчитывают активизировать инвестиционное сотрудничество с Китаем.

Минэкономики Беларуси на днях сообщило, что Беларусь и Китай намерены провести исследование о целесообразности заключения двустороннего соглашения о торговле услугами и осуществлении инвестиций. Ожидается, что это станет первым этапом работы по заключению соглашения между Беларусью и Китаем о торговле услугами и осуществлении инвестиций.

Каких новаций можно здесь ожидать? Минэкономики сообщает, что развивать инвестиционное сотрудничество предполагается путем углубления межрегионального взаимодействия областей Беларуси и провинций Китая, а также «решения вопросов по предоставлению китайской стороной финансирования для значимых инвестпроектов на территории Беларуси».

Стороны договорились в ближайшее время также создать совместную Рабочую группу по упрощению торговых процедур, что, по замыслу, должно поспособствовать либерализации взаимной торговли и ликвидации торговых барьеров. Создание такой группы правительство Беларуси утвердило 23 октября своим постановлением № 606.

На заседания Комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству 30 октября белорусская и китайская стороны также обсуждали реализацию отдельных проектов в рамках технико-экономической помощи правительства Китая. Отметим, что объем такой помощи для Беларуси за 8 лет до 2015 года составил около 130 млн долларов. Начиная с 2015 года, Беларусь ежегодно получает 130 млн долларов технико-экономической помощи от Китая – за счет этих средств строятся социальное жилье, а также инфраструктурные объекты.

Отметим также, что в декабре 2019 года Китай впервые выделил Беларуси, которая в то время не могла договориться с Москвой о предоставлении российского кредита на 600 млн долларов, срочный кредит размером в 3,5 млрд юаней (более 500 млн долларов). Китайский кредит понадобился официальному Минску для рефинансирования долга Китаю. Вслед за этим в январе 2020 года банкам Китая на погашение внешнего государственного долга было направлено 167,7 млн долларов.

Китайский фактор в белорусской экономике

Согласно официальным статданным, в 2019 году доля Китая в общем товарообороте Беларуси составила 6,1%. Белорусский экспорт в Китай оценен в 718 млн долларов, в то же время импорт китайской продукции в Беларусь достиг 3,6 млрд долларов.

Известно, что Китай для Беларуси остается крупным источником кредитных ресурсов. В конце 2019 года министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей отмечал, что за последние несколько лет Китай предоставил стране 4,5 млрд долларов кредитных ресурсов.

Белорусские власти привлекают относительно дешевые китайские кредиты для модернизации предприятий и реализации инфраструктурных проектов, а также для запуска новых промышленных проектов с китайским участием (это, прежде всего, китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень» и сборочное производство автомобилей Geely в этом парке).

Но условия китайского кредитования, что называется, связывают руки белорусским предприятиям в части покупки оборудования – Минск обязан закупать оборудование у китайских производителей. В то же время из-за непродуманных бизнес-планов реализации проектов за счет китайских кредитов на белорусских промышленных предприятиях нередко оборачивается серьезными проблемами.

Например, из-за срыва сроков сдачи светлогорского завода беленой сульфатной целлюлозы белорусские власти разорвали контракт с китайским генподрядчиком и достраивали его самостоятельно. Пришлось также заменить неопытного китайского подрядчика на строительстве завода по производству картона на Добрушской бумажной фабрики «Герой труда», Александр Лукашенко даже собирался пожаловаться председателю КНР Си Цзиньпином на работу китайских подрядчиков, которые провалили проекты в Беларуси.

Правительство Беларуси собиралось привлечь в 2017-2022 годах льготный покупательский кредит Экспортно-импортного банка Китая сроком на 18 лет для реализации инвестиционного проекта в Колодищах на сумму 192,7 млн долларов. Планировалось, что «Амкодор-Маш» перенесет туда производство погрузчиков с завода «Ударник».

Генподрядчиком выступала китайская Citic Construction. Однако в начале 2019 года правительство Беларуси проект расторгло.

Китайские инвестиции, млн долларов

1

По данным Нацбанка Беларуси

Для сравнения: по статистике Национального Банка Казахстана прямые инвестиции Китая в казахстанскую экономику в 2010-2019 годах составили 30,171 млрд долларов – в 15,5 раз больше, чем в Беларусь. Экономики стран различаются по размеру примерно в три раза, но и удельно Казахстан привлек в 5 раз больше китайских инвестиций, чем Беларусь.

Сложившаяся модель сотрудничества давно вызывает озабоченность у официального Минска, поскольку оборачивается ростом внешнего долга Беларуси.

Три года назад белорусские власти уже пытались поменять обременительную модель сотрудничества с Китаем, основанную преимущественно на «связанном» кредитовании. В то время официальный Минск разработал специальные условия для вхождения китайских компаний в акционерный капитал 22 белорусских предприятий. Среди них – ОАО «Горизонт», «Могилевхимволокно», «Гомсельмаш», ОАО «БАТЭ» – управляющая компания холдинга «Автокомпоненты». Это те организации, где бы мы хотели видеть инвесторов, в том числе китайских.

Специально созданная в Беларуси рабочая группа определила подходы к приватизации 22 предприятий китайскими компаниями. Была предложена продажа акций, когда деньги от их продажи уходят в белорусский бюджет, а инвестор при этом должен дополнительно вложить деньги в развитие предприятия. Еще один вариант – вхождение инвестора в акционерный капитал белорусского предприятия через допэмиссию акций; в этом случае предприятие сразу получает деньги для развития, а инвестор – акции предприятия.

Однако даже эти особые условия приватизации белорусских предприятий китайскими компаниями не сработали. Удачным оказался только один проект. «Институт Белгоспроект» был акционирован с участием китайской компании Beijing JianYi Investment Development (Group) Co. В результате был создан совместный проектный институт (доля китайской стороны в капитале нового института – 60%, белорусской – 40%), который сейчас работает индустриальном парке «Великий камень».

Китайский интерес в Беларуси

Эксперты считают, что у Китая есть два стратегических интереса в Беларуси. Китай рассматривает Беларусь прежде всего как страну, где есть политическая стабильность, квалифицированная рабочая сила, создана необходимая инфраструктура и есть политическая и экономическая поддержка китайским проектам. При этом сами китайские компании используют Беларусь как плацдарм для входа на рынок ЕАЭС, который является крупным по мировым меркам (180 млн человек).

Еще один немаловажный аспект для Китая – это транзит товаров через Беларусь в Европу. Главным направлением китайского сухопутного железнодорожного транзита в Европу являются Россия и Беларусь, при этом объем перевозок через Беларусь растет.

Согласно данным Белорусской железной дороги, общий объем перевозок по БЖД за январь-август 2020 году в сообщении с Китаем вырос на 23,6% по сравнению с аналогичным периодом 2019 году и составил более 4 млн тонн. В целях повышения транзитной привлекательности и конкурентоспособности транспортного коридора Восток – Запад – Восток через Беларусь в 2019 году была завершена модернизация контейнерного терминала Брест-Северный. За восемь месяцев 2020 года на контейнерном терминале Брест-Северный было перегружено более 150 тыс. контейнеров в ДФЭ, следовавших в направлении Восток – Запад – Восток, это на 10% больше, чем за аналогичный период 2019 года.

В начале ноября ЗАО «Чайна Мерчантс СиЭйчЭн-БиЭлАр Коммерческая и Логистическая Компания» (резидент китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень») отправило первый грузовой поезд по направлению из Бреста в Тяньцзинь с 1,05 тыс. тонн белорусской молочной продукции.

В то же время политический кризис в Беларуси может угрожать железнодорожным поставками в направлении Китай-Европа. Привычный для Китая маршрут в Европу через Россию и Беларусь может оказаться под угрозой в случае ухудшения отношений Минска с Брюсселем, заявил генсек Всекитайской ассоциации по изучению России, Восточной Европы и Центральной Азии Ван Сяоцюань 26 октября на видеофоруме «Сопряжение Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Один пояс, один путь».

«Создаются политические кризисы и теория китайской угрозы в странах, расположенных вдоль маршрута (Китай-Европа – ред.), с целью препятствовать региональному сотрудничеству. Возможная эскалация западных санкций против Беларуси также может угрожать стабильной эксплуатации экспрессов Китай-Европа», – отметил Ван Сяоцюань.

Политическая изоляция Беларуси чревата рисками для китайского транзита в Европу

2 ноября стало известно, что новым Чрезвычайным и Полномочным Послом КНР в Республике Беларусь назначен Се Сяоюн. Он работает в системе МИДа Китая с 1992 года, занимал различные должности в посольствах в Украине и России, а ранее был заместителем генерального секретаря Шанхайской организации сотрудничества. Вероятно, это назначение может свидетельствовать о том, что Пекин хочет оперативно реагировать на ситуацию в Беларуси.

Эксперты при этом обращают внимание, что железнодорожные перевозки Европа-Китай обслуживают лишь небольшую часть товарооборота, поскольку основной грузопоток идет морем (через Южно-Китайское море, Индийский океан, Средиземное море и так далее), но есть определенный класс грузов, которые выгодно возить железной дорогой – получается хоть и дороже, но быстрее.

«При этом для китайцев железнодорожный транзит также важен, как запасная опция на тот случай, если на маршруте морских перевозок (например, в Южно-Китайском море или в районе Суэцкого канала) произойдет какая-то дестабилизация», – отмечает старший научный сотрудник Центра комплексных европейских международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ (РФ) Василий Кашин.

Эксперт считает, что Беларусь не является ключевым партнером для Китая – «то просто один из нескольких хороших партнеров в Центральной и Восточной Европе наряду с Сербией и Венгрией».

По оценкам экспертов, сейчас внимание Китая устремлено в сторону стран, имеющих не просто хорошие, но партнерские отношения с Западом, а именно на Украину и Грузию. В частности, дочерняя компания Австрийских федеральных железных дорог Rail Cargo Group в октябре 2020 г. уже заявила, что считает более привлекательным маршрут для транзитных перевозок китайских грузов в Европу через Украину в сравнении с Беларусью.

Последнее в рубрике