«Беларуси придется искать новые рецепты, пусть странные, но свои». Какой должна быть налоговая система?
28.06.2021

«Беларуси придется искать новые рецепты, пусть странные, но свои». Какой должна быть налоговая система?

Налоговая система любой страны — это кровь, питающая ее экономику. В Беларуси она сложная и трудно предсказуемая. Как распутать этот клубок проблем? Стоит ли присмотреться к опыту России и надо ли рассчитывать на помощь извне?

На эти вопросы искали ответы белорусские и российские эксперты во время семинара «Нуждается ли в реформировании налоговая политика Беларуси?».

Налоговая система: что имеем?

Говоря о белорусской налоговой системе, бизнесмен Александр Володин назвал прежде всего ее сложность. Это вынуждает бизнес нанимать большой штат бухгалтеров, которым постоянно надо следить за изменениями в законодательстве. Плюс усложняет ситуацию двоякое толкование законов. 

Негативные тенденции нарастают и внутри системы — в работе налоговых органов, отметил со своей стороны Евгений Бурый, ответственный за экономику и финансы Народного антикризисного управления:

— Взыскания по абсолютно формальным основаниям и необоснованные изъятия и аресты товаров, документов, блокирование счетов, направление материалов в правоохранительные органы — такие меры зачастую приводят к приостановлению работы субъектов, а порой и вовсе к их банкротству. Дальнейшие последствия — общественный резонанс, ухудшение бизнес-климата, рост коррупции, крайне низкий уровень инвестиций и отток капитала за рубеж. Чего только стоит архаичная и ущербная практика доведения министерством подведомственным инспекциям плановых заданий по взысканию сумм налогов на одну проверку! И что примечательно: сумма взысканий в бюджет по проведению контрольных мероприятий составляет менее 1% от всей суммы уплаченных платежей в бюджет. Тогда как уровень теневой экономики еще несколько лет назад оценивался в размере до 35% от ВВП.

Эксперты считают, что главная проблема нашей налоговой системы — это отсутствие стабильности и предсказуемости проводимой в стране налоговой политики.

— Для налогоплательщиков наиболее важным является даже не уровень ставок по налогам и их состав, а предсказуемость условий и прогнозируемость, хотя бы на срок до 10 лет. Эта же проблема характерна и для России, — отмечает Наталья Акиндинова, руководитель «Центра развития» Высшей школы экономики в России. — И второй момент: по оценкам наших коллег, в Беларуси уровень налоговой нагрузки составляет 37% от ВВП (в России — 34%). Это существенное налоговое бремя.

Что надо поменять?

— Уже за счет реформирования налоговой системы есть потенциал для серьезного экономического роста, — уверен Евгений Бурый.

НАУ предлагает разработать ряд документов, предполагающих упрощение налоговой системы, введение моратория на проверки.

По мнению специалистов, необходима декриминализация отдельных экономических преступлений — прежде всего, речь идет о ст. 243 УК «Уклонение от уплаты налогов».

Среди предложений — проведение амнистии капитала и возврата его в страну, снижение фискальной нагрузки на бизнес, вплоть до введения налоговых каникул для малого бизнеса сроком до двух лет.

Вопрос о взносах в ФСЗН — один из самых сложных, считают эксперты. По их мнению, именно этот платеж провоцирует рост теневой экономики и зарплаты «в конвертах», при том, что фонд все равно не покрывает потребности для выплат пенсий и пособий и дотируется из бюджета.

— Здесь уместно рассказать о российским опыте снижения ставок для малого бизнеса на социальные отчисления — на сумму, превышающую минимальный размер оплаты труда, теперь ставка составляет 15%, — говорит Наталья Акиндинова.

Что касается ставки подоходного налога, то тут есть два показательных примера.

—Платежи от ПВТ со ставкой в 9% были больше, чем у многих других предприятий со ставкой в 13%. При этом переход с прогрессивной шкалы для подоходного налога на плоскую — когда все субъекты платят 13% — вывел из тени определенную часть бизнеса, и поступления увеличились. Пока плоская шкала кажется предпочтительнее, а практику сниженных ставок можно распространить и на другие сферы, не только IT, — считает Евгений Бурый.

— Плоская шкала подоходного налога в условиях большой доли теневого бизнеса — это эффективный инструмент, — согласна Наталья Акиндинова. — Но стоит помнить, что путь развитых экономик — это прогрессивная шкала. Правда, она требует другого уровня ответственности налогоплательщиков.

Ждать помощи или искать самим?

ЕС уже заявил о том, что готов поддержать белорусскую экономику в случае смены власти. Российские коллеги в свою очередь призвали не строить будущие реформы в расчете на помощь извне.

— Беларусь должна ориентироваться на создание налоговой системы, которая будет максимально способствовать выходу предпринимателей из тени и с другой стороны окажется привлекательной для внешних инвесторов, — призывает Владислав Иноземцев, руководитель Центра исследований постиндустриального общества, член научного российского совета по международным делам. — Создание либеральной и простой в использовании налоговой системы плюс геополитическое положение страны стали бы импульсом для экономического роста.

Как конкретный вариант Владислав предлагает уйти от прямых налогов и сделать акцент на косвенных. Например, резко снизить подоходный налог и социальные отчисления, повысив НДС.

— Можно даже проще поступить — перейти на налог с конечных продаж, как это принято в США. Так бизнес получит мотивацию зарабатывать, а государство — легко администрировать такой налог, — добавляет Владислав Иноземцев.

На чей опыт ориентироваться?

— Рассуждать о том, какие уроки может извлечь Беларусь из опыта России — не совсем правильно, потому что на протяжении последних 20 лет Россия заимствовала у Беларуси и в политическом, и в экономическом плане, — уверен Владислав Иноземцев. — К тому же с точки зрения бюджетных систем наши страны мало сопоставимы. Белорусская система более централизованная.

Одновременно и на западный опыт ориентироваться сложно. Выходить из сложной ситуации нужно по новым рецептам, которые могут казаться довольно странными поначалу, но на самом деле нужно без эмоций и предвзятости рассмотреть разные варианты и посчитать и решить, что будет лучше для белорусской экономики и белорусского народа.

Последнее в рубрике